«Любовью дорожить умейте». С годами – дорожить вдвойне? Какой-то зловещий смысл приобретают эти знакомые нам с детства строки, если речь заходит о тех случаях, когда любовь обходится слишком дорого. Потому что она – одна. На всю жизнь.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы мечтаем именно об одной большой любви, которая продлится вечно и послужит образцом и примером для потомков и станет предметом зависти для окружающих? Нам всем нужна стабильность. Никаких тебе слез в подушку по ночам, традиционных театральных уик-эндов с подругой, таких же тоскливых, как и премьеры – ходим то исключительно для того, чтобы «выходить в свет» хоть иногда. И бог с ним – богатым опытом. Простая математика: одной женщине нужен один мужчина. Тогда что вы скажете, если комплектом к этому одному мужчине прилагается и весь вышеперечисленный неприятный набор? А разлюбить невозможно. Однолюбы мы.
Право на ошибку
Начиналось все почти как в сказке. Три девицы под окном, три школьные подружки Наташа, Лена и Люда мечтали о том, как будут выбирать себе любимого, и фантазировали на тему, кто первой выйдет замуж. Все, как это обычно бывает у девочек. А вот конца у сказки по сию пору так и нет. Первой вышла замуж Лена, родила двоих детей и в пику тем, кто считает скороспелые юношеские браки не лучшим выбором, живет с мужем в мире и согласии и не знает горя. Наташа уехала в столицу делать карьеру, замуж выходила три раза и поняла, что это для успешной бизнес-леди вовсе и не предел. А вот Люда замуж выйти все никак не может по той простой причине, что избранник на момент знакомства был уже женат. История эта длится уже 10 лет, за это время утекло много Людиных слез, с течением времени превратившихся в воду и окончательно высохших. Известно же, что человек ко всему привыкает, да и 10 лет реветь белугой просто невозможно. Обиднее всего, что и ждать ей нечего, потому что наш герой еще в самом начале откровенно предупредил ее о том, что разводиться он не планирует и предоставил ей право выбора на свободу и поиск другого кандидата. Однако воспользоваться этим правом Люда так и не захотела. Или не решилась?
Комментирует Мария Разбаш – психолог, ведущий тренер Центра позитивной психологии А. Свияша: «К сожалению, такая ситуация встречается достаточно часто. За такой “безвыходностью” скрывается, как правило, вот что. Женщина находится в “западне”: с одной стороны, ее не обманывают и выбор у нее есть, с другой – низкая самооценка, неуверенность порождают панический страх завершить эти отношения и убеждение, что новые она ни с кем другим создать не сможет. “Любовь всей жизни” – ширма, скрывающая этот страх. Если связь длится 10 лет, значит, это всех устраивает. И не только мужчину, но и женщину, не надеющуюся реализовать свои настоящие желания и стать счастливой. Какой выход? Взять ответственность за события своей жизни на себя. “Отпустить” и завершить отношения, не приносящие удовлетворения, чтобы получить полноценную возможность начинать свою новую историю».
Таланты и поклонники
Лилю мы все уважали и... жалели. Одаренная девушка, дипломантка литинститута, обладательница областных премий и грантов по детской литературе и четвертого размера бюста, между прочим, долгими зимними вечерами писала детские сказки, параллельно обливаясь слезами по своей абсолютно не сказочной лав-стори. Миша ее бросил. Предательски, коварно и жестоко. После трех лет гражданского брака по взаимной любви и согласию молодой драматург решил круто изменить свою личную жизнь по причине вдруг изменившейся жизни творческой. Нести литературу в массы они мечтали вместе, а обрывать плоды сладкой ягоды славы Миша ушел в компании светской львицы с говорящей фамилией Колдовских. Писательским талантом она наделена не была, зато любила и умела заводить нужные Мише выгодные знакомства. В отличие от Лили – тихой и домашней, мечтающей родить ему трех розовощеких малышей, которые будут засыпать под мамины волшебные истории. Семь сложных лет Лиля боролась со своей горе-участью, как могла. Выходила замуж, разводилась, сломя голову окуналась в романы с седовласыми классиками и современниками и…продолжала писать сказки и любить Мишу. А по завершении этого символичного по длительности цикла Миша так же неожиданно, как ушел, вернулся к ней сразу с красивым дорогим (уже мог себе позволить) обручальным колечком и мольбой о прощении. Не знаю, успевает ли она сейчас писать, так как заботы о двух из запланированной троицы карапузов, родившихся друг за другом, отнимают достаточно времени. Но дела у Миши сейчас в полном порядке: теперь он верит не в «колдовские» чары, а в свои силы и настоящую любовь.
Мария Разбаш: «Ситуация тоже не нова. Мужчина в поиске, метаниях, женщина – его муза и вдохновительница. Возможно, он ее действительно «перерос» и ушел дальше. Но героиня, несмотря на серьезную психологическую травму, не смирилась, не ждала милости от мужчины и со стороны. Ее позиция была активной – она искала, пыталась что-то изменить, получала опыт для того, чтобы иметь возможность для переоценки. Кроме того, сама она тоже реализовывалась, росла как творческая личность – это очень грамотное решение и большой плюс. Она не перестала быть интересной себе и сама создавала интересы для себя. Иногда для того, чтобы понять, как важен для вас другой человек, требуется немного отойти в сторону. Эти отношения прошли испытание и с честью его выдержали. Важно вступать в новый этап без обид и претензий к прошлому. Явная выгода из полученного опыта – “Мне с этим человеком лучше, чем с другими, именно поэтому: я с ним”».
Бедная Настя
С Настей я знакома не так уж давно – несколько лет. Но сколько я знакома с Настей, столько она любит Кирилла. Все Настины друзья, знакомые с Настей гораздо дольше, утверждают то же самое. Настя и сама с трудом может вспомнить те времена, когда Кирилла в ее жизни не было. Хотя, если уж начистоту, он и не очень-то был, и не очень-то есть. Поэтому все мы знакомы с Кириллом в основном по Настиным рассказам. Тем более что когда Кирилл все-таки материализуется, Настя для всех других исчезает. Что уж они там такое делают вместе, чего не может дать ей ни один другой мужчина, никто из нас не догадывается. Но в том, что это совершенно особенный молодой человек, мы не сомневаемся. Хотя бы потому, что он меняет свою точку зрения на свои отношения с Настей с завидным постоянством и частотой. Раз в две недели, возвращаясь от него с очередным «отворотповоротом», она привычно резюмирует: «он меня не любит». Через месяц-другой мы снова ее теряем, потому что он «понял, что без нее жить не может». И бог бы с ним – пусть за него переживают его друзья, буде таковые имеются, если бы не наша многострадальная приятельница, который год находящаяся между небом и землей. «Но что я могу?!» – восклицает она в отчаянии. И так, знаете, жалостливо восклицает, что все мы удрученно прикусываем языки. Кому охота брать ответственность за чужую судьбу на себя? Может быть, все лучшее у них еще впереди, а нам, прожженным циникам, просто не понять этой безграничной преданности и веры в одного, не самого лучшего, но единственного для нее любимого?
Мария Разбаш: «Здесь героиня типичная жертва “любовного фронта”. Он ее “мучает”, а она его любит и не может расстаться. Это добровольное рабство. Каждый раз, как только объект зависимости появляется, жертва с упоением возвращается в его сети. Зацикленность на одном человеке, неумение увидеть других и сознательный отказ строить новые отношения – типичные признаки нелюбви к себе. “От меня в этой жизни ничего не зависит, я – заложница обстоятельств и перемен настроения у предмета страсти”. В этом есть определенный прагматизм – можно себя жалеть и не тратить силы на перемену сценария. Мужчина тоже бежит по привычному и знакомому кругу: уходит, возвращается, его принимают – значит, можно снова уходить, если что-то не понравится. Возвращаться необходимо не к мужчине, а к себе: писать свой сценарий жизни, независимый от него. Тогда ситуация может измениться. Необязательно без него. Но главное, вы сможете сами управлять своей жизнью, исходя из позиции лидера, а не ведомого».
Фото: BEW/Fotolink