Рождество — один из самых любимых наших праздников. У него своя, особая история: для одних — сказочная, для других — самая что ни на есть правдивая и настоящая. Рождество — праздник религиозный, и угощение здесь имеет свою символику и свои традиции.
Мы расскажем о рождественском застолье. Каким оно должно быть?
Дары волхвов
Рождественские традиции, в том числе и застольные, свято чтутся даже там, где люди совершенно далеки от религии и церкви. И происходит это, наверное, оттого, что каждому из нас так хочется оказаться в настоящей сказке — хотя бы раз в году. А какая же сказка обходится без стола, заставленного всевозможными яствами?
Рождественская трапеза делится на два застолья: постный стол в канун Рождества (сочельника) и скоромное, щедрое угощение в рождественский вечер. В сочельник трапезу начинают с кутьи — каши, сваренной из цельных зерен — символа смерти и воскресения, а сладкий мед которым ее поливают, обозначает райское блаженство. Праздничные блюда обязательно должны включать кушанья из рыбы, в память о древних христианах, чертивших на песке рыбу в знак принадлежности к Церкви.
Угощений на столе должно быть тринадцать — в память о Христе и двенадцати апостолах. Не подается горячее — чтобы хозяйка в этот вечер была за столом вместе с семьей. И никакого алкоголя — в этот праздничный вечер принято размышлять о вечности и добрых делах на трезвую голову. А вот количество еды должно превышать аппетит едоков — чтобы никто не встал из-за стола голодным. Число людей за столом — обязательно четное, иначе надо ставить лишний столовый прибор — для случайного гостя.
Считается, что под видом прохожего или нищего в дом может заглянуть сам Христос. Маловероятно, конечно, зато очень дисциплинирует, ведь даже самые большие жадины и скряги вряд ли станут рисковать, отказывая в гостеприимстве и милостыне. Отдельное угощение выставляется домашним животным, а еще в этот вечер принято кормить птиц и бездомных зверей.
Рождественский стол должен быть изобилен настолько, насколько хозяйка может это себе позволить. Но обязательно хоть одно цельное блюдо — запеченный поросенок, гусь, рыба, индейка, в крайнем случае большой пирог как символ единения. Обязательны также сладости и фрукты. Традиционное украшение стола — сладкие фигурки ангелочков и осликов.
Что едим?
Индейка на столе — чисто американское изобретение. Во-первых, потому, что в Европе индюков не водилось вплоть до открытия Америку, во-вторых, в Австрии, Венгрии и республиках бывшей Югославии не поставят на рождественский стол никакую птицу — чтобы счастье не улетело. А вот рождественский окорок или молочный поросенок просто-таки обязателен. Считается, что негодница-свинья хрюкала и не давала Младенцу спать в его яслях, поэтому на Рождество ее надо съесть.
Рыбные блюда популярны везде. В Италии жарят угря с икрой, в Праге готовят специального рождественского карпа с медом, в Англии — жареную треску, в Норвегии — вяленую (или, точнее, с душком) треску, которую есть не в состоянии никто, кроме самих норвежцев.
В католических странах Европы принято подавать на праздник сладкое рождественское полено с выложенным из марципана или крема библейским сюжетом на нем. За честь изобретения этого лакомства борются французские и итальянские кулинары, однако популярно оно везде, где справляют сочельник 24 декабря.
В этот день хозяин по возвращении из церкви оделяет всех домашних облатками — пресным хлебом, особым образом выпеченным и освященным. Чехи на Рождество готовят ваночку — особым образом изготовленную булку с изюмом из девяти полос теста. Немки делают рассыпчатый штоллен с изюмом и цукатами и имбирное печенье. Ирландки пекут специальные кексики — по одному на каждого члена семьи. Англичане подают плум-пудинг из хлебных крошек, изюма и всяких пряностей — его обливают ромом и поджигают перед тем, как поставить на стол. И почти во всей Европе пекут знаменитый пирог трех королей, в который на счастье запекают монетку или боб.
До первой звезды
В России сочельник начинается так: все собравшиеся приступают к еде, как только появляется первая вечерняя звезда. Обычно это происходит еще до наступления темноты, в сумерках. В эту трапезу едят сочиво — кашу из цельных зерен, размоченных в воде, овощном бульоне, в разведенном меде. Подойдут и рожь, и пшеница, и рис, и чечевица. Другие обязательные блюда — печеная рыба, желательно целая, и густой компот-взвар.
В сочельник было принято накрывать лавку белой скатертью, рассыпать по ней солому и с молитвой ставить туда кутью и свечи. Трапеза сочельника до начала XX века была скромной и очень строгой, остатки угощения по обычаю до утра держали на столе, чтобы умершие родственники ночью могли «поесть», а потом раздавали нищим.
Рождественское угощение, наоборот, было щедрым — каша в тыкве, заяц в горшочке или пирог с зайчатиной, бараний бок, заливное, неизменный молочный поросенок с кашей или даже целая свинья. Рачительные хозяйки запасали тушки крупной боровой дичи — тетеревов, глухарей. В Петербурге, по той же немецкой традиции, предпочитали гуся с яблоками. А вот черная и красная икра, всевозможные домашние заготовки, моченая брусника, груши, яблоки, соленые грибы, огурцы были исконно русскими угощениями.
Выпечка оставалась неизменным украшением рождественского стола до конца XIX века, пока в моду не вошли роскошные торты. А до этого пекли пироги — с мясными начинками — свининой, потрохами, реже говядиной или бараниной. Огромной популярностью пользовались кулебяки с разнообразной рыбой — от налимьих печенок до семги и белуги. Не меньшей — пироги с капустой, картошкой, кашей, луком и яйцами. Сладкие пироги были редкими — сахар оставался дорогим удовольствием довольно долго. А вот медовики, пряники и печенье шли нарасхват.
Мандарины, райские яблочки и орехи в золотой фольге, которые вешали на елку наши прапрадеды, пришли из Германии при Петре I вместе с елкой. На Руси праздничной сладостью были козули — политые глазурью прянички в форме животных, чаще всего козы. Маленькие козули вешали на елку, большие — дарили гостям.
Историки пишут, что иностранцев — расчетливых немцев, экономных французов, чопорных англичан, которым доводилось бывать на «русском» Рождестве, — сражали наповал размах и изобилие трапезы. Ведь уж если праздновать, так широко, от души, по-русски!
Однако истинный смысл этого волшебного праздника не в богатом застолье. В ночь перед Рождеством случаются настоящие чудеса — но только с теми, кто готов сделать этот мир хоть чуть-чуть лучше.
Фото: Photocuisine/Fotolink