Чаевые: зачем, кому и сколько?

Кому и сколько? Вообще, нужно ли? И почему одни убеждены, что хороший сервис не должен стоить дополнительных денег, а другие считают чаевые показателем развитой экономики?

Кому и сколько? Вообще, нужно ли? И почему одни убеждены, что хороший сервис не должен стоить дополнительных денег, а другие считают чаевые показателем развитой экономики?

flickr.com
flickr.com
В «Бешеных псах» Тарантино герой по кличке Розовый, не пожелавший скинуться по доллару официантке на чай, говорит: «Я не даю чаевых принципиально... У официантов есть зарплата... Почему-то в ресторанах принято давать чаевые, а в забегаловках нет, что за чушь?» На что его криминальные дружки отвечают: «У этих девочек тяжелая работа, посмотри, как они бегают туда-сюда... Официантки - это женщины, которым так и не удалось получить высшее образование».

Последнее не лишено смысла: в официанты, по статистике, идут в основном студенты, а работу горничных, носильщиков, портье и таксистов (тех, кому обычно положены чаевые) в США и странах Западной Европы получают эмигранты. Но платить чаевые из чувства жалости приходит в голову, пожалуй, только тарантиновским сентиментальным бандитам. Большинство руководствуется словом «надо». Так принято. Это как национальная традиция «проставляться» с первой зарплаты - вы, в принципе, можете этого не делать, но люди не поймут.

Скупой платит дважды

В начале XX века в США разгорелся экономический скандал: одна из партий потребовала запрета чаевых. Члены партии, которых поддерживала самая авторитетная газета страны Times, убеждали общественность и правительство в том, что один американец платит другому чаевые, чтобы продемонстрировать свое превосходство (из манифеста экономиста Уильяма Р. Скотта «The Itching Palm»). То есть поступает низко и недостойно.

Акция в защиту официантов и горничных (которые, кстати, ничего не имели против чаевых, но им слова не давали) с успехом прошла в 6 штатах, где давать чаевые запретили законом. К слову, сегодня в Штатах в общей сложности дают «на чай» порядка $25 млрд в год (по данным журнала New Yorker). А экономисты ведущих университетов страны сходятся во мнении, что чаевые (особенно высокие) - признак сильной и здоровой экономики.

Чаевые - это плата за особую атмосферу внимания и заботы, которую создает, например, хороший официант. Он порхает вокруг вас незаметно, аккуратно следит за сменой блюд и умеет договориться с поваром, чтобы вам подали заказ быстрее, если знает, что вы спешите. Чаевые дают возможность официанту (или любому другому работнику сферы обслуживания) проявить свою индивидуальность, наладить личный контакт с клиентом и тем самым удовлетворить извечную потребность этого самого клиента в эксклюзиве.

Неудивительно, что многие «подсаживаются»: ходят в один ресторан к «своему» официанту, выбирают определенную гостиницу, потому что там «чудо-метрдотель», вызывают одного и того же таксиста, потому что только он знает, какую радиостанцию вы слушаете, какие запахи любите и где нужно припарковаться, чтобы вам удобнее было купить шоколадку в офис. То есть чаевые с экономической точки зрения это своего рода подарок (в американских исследованиях так и пишут - «a gift»).

Такое необязательное денежное вознаграждение (большинство оставляет чаевые по инерции, а не за конкретную услугу), вроде бонусов и премий (ведь вы тоже вроде бы должны хорошо работать и за зарплату, без дополнительных поощрений, но с ними, согласитесь, работается куда лучше), система расчетов, которая культивирует индивидуальный подход к клиенту, особое отношение. Деньги и мотивация взаимозависимы и работают друг на друга, качество обслуживания неуклонно растет, а это и есть тот самый положительный экономический эффект.

Не положено!

Американцы оставляют чаевые даже в «Макдоналдсе», но, как правило, в подобных заведениях (с элементами самообслуживания) давать чаевые не принято. Также вы имеете право сохранить «мелочь» при себе, если:

  • В меню написано «tips included» (в англоговорящих странах), «servis compris» (во франкоговорящих), «trinkgeld inberifen» (в германоязычных) - это значит, что чаевые уже включены в счет. Обычно это 10-15% от суммы. Не заплатить их вы не можете - в лучшем случае вас проводят ледяным взглядом, в худшем вызовут полицию;
  • Вам не понравилось обслуживание: например, официант увидел вас за столиком, но никак не среагировал - не подал меню и не принял заказ вовремя, - слушал невнимательно, что-то перепутал и не поспешил исправить ошибку, принес основные блюда, но забыл про соусы и напитки, забрал наполовину съеденный салат или, наоборот, не принес остальное, пока вы не сгрызли последний кусочек закуски, вам приходилось напоминать ему о том, что нужно менять пепельницу и уносить грязную посуду... Или горничная забыла стереть пыль с прикроватного столика, или бармен разбавил свежевыжатый сок обычным (но вас-то не проведешь!)... Всего этого достаточно, чтобы отказать в чаевых.

Чаевые, как правило, не попадают целиком в одни руки - их делят между собой официант, бармен, администратор зала и иногда повар. Конкретно официанту достается от силы 10% от оставленной вами суммы. Если, допустим, вам пришлось долго ждать столик или вам пересолили блюдо, но официант при этом был учтив и любезен и смотрел на вас влюбленными глазами, вы можете подойти к администратору ресторана и договориться, что оставляете чаевые только официанту - в такой ситуации их дают в руки.

Если вы решили наградить бармена за сногсшибательный (в прямом смысле слова) коктейль, необязательно оставлять деньги, вы можете заказать ему выпивку за свой счет - в британских пабах, например, это самый распространенный вид «барменских» чаевых.

На водку или на чай?

Выражение «на чай» появилось в России в середине XIX века, заменив собой устаревшее «на водку». Чаевые тогда назывались «начайные».

Английское «tip», по одной версии, аббревиатура «to insure promptness», что значит «обеспечить быстроту» (передавалось вместе с монеткой трактирщику, чтобы ускорить заказ). Оксфордский словарь дает другое толкование: слово «tip» пришло из воровского сленга и значило «передавать от одного другому». По другим сведениям, слово пришло из иврита. Понятие «chiyuv» означало «поощрение покупателя» - если, к примеру, покупатель брал 3 кг яблок, один сверху ему давали бесплатно в качестве «chiyuv».

Где и сколько?

Универсальных правил не существует: в России 10% - приличные чаевые, в США за такое провожают с позором. Иногда правила расчета чаевых разнятся даже внутри одной страны.

Европа. В Финляндии включены в счет, как правило, 15-18%; оставлять или нет дополнительные деньги - решать вам. Во Франции 15% включены в счет, но одобряется немного и сверх того. В Испании сверх включенного достаточно просто округлить счет в большую сторону, до следующего евро. В Германии 10% чаще всего в счет включены, но официант считает, что вы оставите ему сверху еще процентов 5 от суммы. В Болгарии следует отблагодарить официанта примерно 5%, а если они уже включены в счет, то оставьте еще около 5. 

В Австрии в счет внесены 10% за обслуживание, и, если оно вам понравилось, уместно будет доплатить еще 5. В Великобритании чаевые в счет включаются не всегда, за этим нужно следить. В любом случае это не больше 12% от суммы. В Швеции в недорогих ресторанах альтернативой чаевыми может служить ваша готовность убрать за собой посуду. Во Франции горничным достаточно оставлять по пол-евро в сутки. В Испании, Болгарии, Италии - евро, при этом отдавать лучше в руки, с тумбочки или кровати не возьмут, слишком дорожат рабочим местом, чтобы рисковать из-за евро-другого.

Турция. Экипажи яхт в Турции ставят на корме коробочку, плетеную вазочку или тарелку для чаевых. Помимо обеда и удовольствий, оговоренных в программе, матросы могут для вас сплясать, принести напиток, подать чемоданы, помочь надеть маску для подводного плавания. Это, по всему видно, делается от души, но будет совсем не лишним оставить им пару евро. В ресторанах чаевые включены в счет, но официанты рассчитывают на 5% от суммы дополнительно.

Египет. Как и на египетских дорогах, в египетской сфере обслуживания царит хаос. Существует некий стандарт - 20% чаевых для гидов и переводчиков и 10-15% в такси и ресторанах. Но в действительности будьте готовы к тому, что чаевые настойчиво потребуют и швейцар за то, что откроет вам дверь, и уборщица общественного туалета - за скромную услугу снабдить вас бумагой.

В гостинице можете оставить чаевые где угодно, на телевизоре, на столе, прицепить к зеркалу, бросить на пол посреди номера... Словом, «вот спасибо, хорошо, положите на комод» - заберут. Будьте готовы к тому, что у египетских горничных благодарность за чаевые выражается не в усиленном наведении порядка, а в сооружении невероятных композиций из цветов, одежды, полотенец и солнцезащитных очков прямо у вас на кровати.

Китай. Официально чаевые в новой столице мирового кинематографа запрещены. Но и официанты, и гиды, и таксисты, и работники караоке-баров ждут от клиента поощрительные 5-10%.

Индия. Редкий велорикша попросит у вас чаевые, однако в высококлассных ресторанах и отелях систему чаевых постепенно вводят.

Япония. Чаевые запрещены законом, и японцы, в отличие от китайцев, ни за что их не примут.

Австралия. До недавнего времени чаевые были не приняты, денежные поощрения принимались разве что в сфере медицинского обслуживания. Сегодня в крупных городах Сиднее и Мельбурне берут чаевые в кафе и ресторанах (около 15%), таксисты обычно оставляют себе сдачу.

США. Чаевые приняты повсеместно. 20-25% в ресторанах, $1,5-2 за напиток в баре, у таксистов не принято забирать мелочь со сдачи. При этом американцы раздают чаевые буквально на каждом шагу: швейцару, открывшему дверь и проводившему посетителя до машины, гардеробщику, цветочнице... - обычно это доллар-два. Запаситесь бумажной мелочью заранее, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. На Рождество работникам сферы обслуживания выплачивают ежегодные чаевые - по аналогии с «13-й зарплатой».

Жители США считают традицию давать чаевые - американской. И хотя исторически это не так, современные «американские» чаевые дают фору мировым - в среднем 20-25% от суммы заказа. Маленькие (меньше 10%) чаевые в ресторане считаются оскорбительными. Если нет возможности оставить больше, не оставляйте ничего.