Перед Новым годом дочитала книжку, о которой говорили все мои знакомые, «Французские дети не плюются едой». Под большим впечатлением купила несколько экземпляров и подарила своим беременным или недавно родившим подругам. Видя внушительную стопку на столе, коллеги подшучивали: «Ты что, их печатаешь?»
Если коротко, то эта книга о том, как американка переехала во Францию и столкнулась с феноменом французского воспитания детей. Как оказалось, они не только не плюются едой, но и не закатывают истерик в магазине, не капризничают, умеют ждать, уже к полугоду спят с вечера и до утра, не просыпаясь посреди ночи, и вообще являют собой идеал прилежания. И это все благодаря строгому французскому воспитанию.
Французские родители с детства обращаются с детьми, как со взрослыми, не сюсюкаются лишний раз, не идут на поводу (говорят «здесь решаю я!»), делают страшные глаза (этот прием меня удивил больше всего), хвалят лишь за то, что действительно достойно похвалы. А также не вскакивают посреди ночи, если ребенок заплачет, — умеют сначала выдержать паузу.
В коротком изложении все эти приемы выглядят сурово — даже и не подумаешь, что целая нация может быть настолько жестокосердой. Я уверена, что многие родители посчитают такой подход неприемлемым. В конце концов у каждой нации своя стратегия. Раньше-то и книжек особых не было по воспитанию, все делали по наитию, и ничего — вырастили же детей! Кстати, не сомневаюсь, что книга под названием «Русские дети не кидаются песком» (или «не дерутся палками») вызвала бы в мире не меньший ажиотаж☺
Книги по воспитанию никогда не были так популярны, как сейчас, причем не только у будущих или молодых родителей, но и у тех, кто о собственных детях пока не задумывался. Рефлексирующее поколение, склонное к самокопанию и психоанализу, использует такую литературу прежде всего, чтобы разобраться в самих себе.
Мама рассказывает, как с самого детства я была очень спокойной и терпеливой, безропотно ходила за ней (а ходили мы много, так как дома меня оставлять было не с кем), не устраивала истерик на улицах и всегда находила, чем себя занять. В игрушки играла мало, больше любила книжки. На ночь предпочитала не сказки, а… загадки. Белые горошки на зеленой ножке. Без рук, без топоренка построена избенка. Брюшко не полижешь, спинку не погладишь. И т.п. Маме приходилось выискивать для меня каждый раз все новые и новые, но я быстро их выучивала наизусть, хотя очень радовалась, когда знала готовые ответы.
Системность и педантичность тоже проявлялись в детстве — когда мне давали тетрадь и карандаш, я не расписывала на страницах каляки-маляки, а методично в каждой клеточке рисовала жирную точку. Впрочем, мне не было чуждо и ничто человеческое. Когда меня надо было ненадолго оставить дома, мама усаживала меня перед большим шкафом и открывала дверцу. Я тут же забывала о происходящем вокруг и начинала вытаскивать с полок платки, зонтики и прочую красоту. Ну и всегда любила погреметь кастрюлями на кухне и постучать деревянными костяшками на счетах вместе с бабушкой-бухгалтером.
В английском языке есть такое выражение we are who we are — «мы те, кто мы есть», но всегда так хочется понять, почему. Ведь чтобы учить жизни детей, было бы неплохо для начала разобраться со своей собственной. События прошлого не изменить, но их можно анализировать и на них можно учиться. Читайте книги, звоните маме. Последнее — почаще.