Любой модный деятель, перед тем как замуровать вас в советах, споет одну и ту же песню. Стиль — это не вещи и не инвестиции, а философия. Как будто сразу станет легче или понятнее, что с этим делать. Для меня, впрочем, вся философия сводится к одному — к хитрости. Вы жонглируете акцентами, пробуете разные комбинации, а если лень, вспоминаете простые законы. Например, такой: правильный парфюм может спасти и грустное лицо, и гнусное платье.
Духи — чуть ли не главная дамская отдушина (пардон за каламбур). Ведь на этот аксессуар имеют право все вне зависимости от размера одежды, возраста и материального достатка. Более того, в некоторых случаях оригинальный парфюм — единственное спасение на пути к поиску собственного модного «я»! Как быть пышной женщине, которую приговаривают к платью-палатке в очередном магазине с унизительным названием вроде «Полнота жизни»? Сумочки менять? Кутаться в цветастые платки? Есть более действенный способ — подобрать себе такой аромат, чтобы все поняли: ни один из этих ста кэ гэ ходячего секса — не лишний.
Что приятно, своим правом на парфюм русские дамы активно пользуются. Пользуются хоть и головокружительно, но не слишком изобретательно. Оно и понятно, нет у нас соответствующей культуры. В Советском Союзе были польские духи (у везуний — французские Climat и Opium), а потом сразу настал «Арбат Престиж» с подарочными наборами и хитами продаж вроде флакона-яблока от DKNY, из которого струился слезоточивый запах, напоминающий освежитель воздуха для туалетов с большой проходимостью.
Парфюмерный масс-маркет стал своеобразным инкубатором для русских модниц. Многие и так были скованы в выразительных средствах, а тут еще и сами не заметили, как начали одинаково душиться. Равнодушные продавцы-консультанты приговаривали: «Вас какие ноты интересуют — цветочные или древесные?» И это звучало как приговор.
Сейчас становится понятно: парфюм для женщины, которая следит за собой, не может быть случайностью. Он не может быть подарен дальней родственницей или куплен на распродаже китайских подделок, где разные флаконы одинаково пахнут мылом. Нет, ваш запах должен быть фирменным секретом. Эдакой безопасной модной «фишкой» (не всем же бант на голове носить, как сами-знаете-кому). Поэтому даже в самых попсовых Сетях появился новый царь зверей — селективная парфюмерия. Духи не для всех. И здесь важно понять: «не для всех» — это значит, другие не купили, потому что дорого и бесполезно? Или «не для всех» — значит, лучшее и только для вас?
Интересный аромат нынче определяется так: вы сразу не можете вписать его в рамки привычных стереотипов «мужской/женский», «цитрусовый/древесный», «дорогой/дешевый». Желательно еще и забыть про всякие глупости из пресс-релизов вроде «ноты сердца такие-то». Так уместнее про людей рассуждать, а не про запахи.
Вот, например, роза. Обычно пахнет душно, приторно-мило, громко. А у Lelabo вдруг стала очень мужественной, глубокой, обаятельно сдержанной. И нет, ее не просто смешали с перцем, как в аромате от The Different Company, там другой секрет, похитрее. Или пошлый ирис. В умелых руках преображается до неузнаваемости — может быть и едва слышным, невесомым, прозрачным (Huitieme Art Parfums), и тяжеловесным, ориентальным, роскошным (Parfumerie Generale).
Конечно же, описывать запахи — дело неблагодарное, все равно что «танцевать об архитектуре». Тем не менее в последнее время понимать точку зрения интересных парфюмеров стало легче. Вы можете пахнуть зимой или дождем (Hate Perfume), асфальтом или цементом (Comme des Garcons), тыквенным пирогом или жвачкой (Demeter), «старой дамой, закрутившей роман с молодым парнем», или «сентиментальным счастьем» (Humiecki&Graef), «розовой помадой» или «пудровым ирисом» (Frederic Malle), «цыганской водой» или «фантастическим мужчиной» (Byredo), «мучным лесом» (L'artisan Parfumeur) или «дворцовой шлюхой» (Etat Libre D'Orange). И это только первые, предложенные самими художниками, ассоциации. Есть еще и ваши! Это пахнет старой деревянной лодкой (Dzongkha), это — электрическим стулом, на котором нестыдно помереть (Molecule 01), а весь этот ряд пахнет припудренной блевотиной, несмотря на цену.
На цены, правда, не смотреть не получается. Но, во-первых, дорогой парфюм — это все-таки не такое потрясение, как дорогая сумочка, а во-вторых, оригинальный парфюм вполне может быть доступным (яркий пример — экспансия бренда Demeter, у которого любой аромат от простого инжира до «Русской кожи» стоит 1250 рублей). Более того, скромный бюджет отлично работает в связке с фантазией и смекалкой. Пару лет назад я так влюбился в инжирный аромат для дома, который выпустил парижский магазин Colette (40 евро за 100 мл), что рискнул нанести его не на дом, а на собственную кожу. Побочный эффект был один — я утонул в комплиментах и потом долго не мог вернуться к нормальным парфюмам.
У нас, правда, чаще случаются другие истории — когда за словом «эксклюзивный» не видно здравого смысла. Например, томные, старомодные и очень обаятельные ароматы от английского бренда Boadicea во всей Европе продают по фиксированной цене 160 евро (то есть 6500 рублей). И только в Москве за них просят от 16 000 до 20 000 рублей. Накрутка в 3000 рублей (в тех же магазинах) на продукцию от удивительных немцев Humiecki&Graef кажется уже несмелым комариным укусом. Выход здесь один — ходите по ЦУМу или Articoli, долго выбирайте свой аромат, а потом заказывайте его в европейском интернет-магазине. Заказывать сразу, по описанию, конечно же, не имеет смысла. Поиск правильного парфюма — особенный аттракцион, квест в несколько этапов. Очень напоминает поиск правильного мужчины. Правил нет, как бы ни спорили с этим женские журналы! Времени уходит уйма — вы пробуете, отвергаете, решаетесь и снова сбегаете, когда все уже принесли на кассу.
Парфюмерные страсти поддерживают и сами производители, прибегая к самым разным спецэффектам. Первый аромат Boudicca — Wode — красит кожу в синий цвет (который исчезает через несколько секунд после нанесения), в корнерах Lelabo туалетную воду «собирают» прямо при вас продавцы в белых халатах (а потом еще и подписывают флакон), в Caron и Dior торгуют заново выпущенными классическими винтажными духами, а у Diptyque есть туалетная вода, созданная на основе рецепта XVI века.
В общем, дефицита диковинных ароматов нынче нет. Так что у вас есть все шансы угадать себя и при этом остаться загадкой для окружающих. Важно лишь помнить, что через некоторое время дама перестает чувствовать на себе свой любимый запах. Поэтому душиться до тех пор, пока вас не учуют на соседней планете, не стоит. Лучше стремиться к французскому варианту, когда аромат женщины ощущает только мужчина, с которым она целуется. И иногда чуть-чуть увеличивать громкость — чтобы и другие порадовались.
Фото: Legion-Media.ru