Несмотря на то, что умудрённая секретарша Верочка из «Служебного романа» утверждала, что именно обувь делает женщину - женщиной, мы прекрасно знаем: как бы дама ни была хороша собой, какими бы шикарными ни были у неё туфли, но если на голове - «воронье гнездо», то никакая обувь не поможет.
Кстати, интересный момент - именно изменение причёски воспринимается окружающими людьми как полная смена имиджа. Не так давно на одном из зарубежных сайтов было вывешено фото кинозвезды Скарлетт Й. - голливудская дива перекрасила свои локоны в тёмно-каштановый цвет. Что характерно - все бросились обсуждать именно эту перемену, практически не среагировав на то, что звезда набрала лишний вес.
Конечно, утверждать, что все наши успехи и неудачи напрямую зависят от качества парикмахерских услуг, было бы смешно. Однако наше настроение, да и настроение окружающих - уж точно!
В старые добрые времена дамские мастера считались людьми вполне уважаемыми - без них не могла обойтись ни одна щеголиха. Так, в XVIII веке по всей Европе гремело имя французского куафёра Леонара Боляра. Именно Боляр изобрёл знаменитые высокие причёски, которые так любила капризная королева Мария-Антуанетта. Это были удивительные конструкции, составлявшие как бы единое целое с головным убором. В этот период дамы носили на голове «цветочные клумбы», «вазы с фруктами», «мини-сады», «античные развалины» и, как известно, модели кораблей.
Неудобство высоких причёсок, мешавших женщинам сидеть в карете или в портшезе, было учтено Леонаром - он придумал лёгкий складной механизм, с помощью которого можно было сделать причёску низкой, а потом - снова высокой. Самой знаменитой причёской до сих пор считается a-la Belle Poule'. Она была так названа в честь известного фрегата «Белль Пуль», победившего английский фрегат «Аретуза» в 1778 году. Однако, как уже отмечалось, Екатерина запретила дамам показываться при дворе со всеми этими «кораблями» и «фонтанами» - она считала их негигиеничными.
Так как опытного куафёра, умеющего создавать подобные конструкции, было сложно найти даже в Париже, дамы, образно говоря, стояли в очереди к тому или иному мастеру. Сделав причёску, они могли носить её целый месяц, не смея даже спать по-человечески - существовал специальный валик, позволявший во время сна держать куафюру на весу.
Разумеется, причёски модных красавиц начинали кишеть кровососущими насекомыми, но даже это мало кого останавливало. Щеголихи не отдавали себе отчёта в том, что их кумиру - Марии - Антуанетте ежевечерне разбирают её сложные конструкции, причёсывают на ночь волосы и смывают с них пудру.
Другое известное имя - Марсель Грато. Он ещё в середине 1870-х изобрёл завивку «горячим способом» - щипцами. Он же запатентовал первые в истории щипцы для завивки, названные по имени изобретателя - «марсель». К концу века метод Марселя распространился по всей Европе.
Однако и в России были свои замечательные мастера. Так, Иван Андреевич Андреев был не только широко известен у себя на Родине, но и получил признание в Париже. Сын крепостного крестьянина, получившего вольную в 1861 году, Андреев пешком пришёл в Москву и поступил в ученики к цирюльнику Артёмову. Его «творческий путь», как водится, не был усыпан розами - несколько лет Андреев служил в подмастерьях, да ещё бегал хозяину за водкой и укачивал его ребятишек.
Однако, получив звание мастера, Андреев сделался самым модным дамским куафёром и получил возможность причёсывать светских красавиц и богатейших московских купчих. Он создавал шикарные, немыслимо дорогие бальные причёски - с лентами, перьями и россыпью шёлковых цветов. Кстати, Иван Андреев прожил долгую жизнь и служил парикмахером ещё в эпоху НЭПа. Своё долголетие мастер объяснял тем, что всю жизнь любил создавать красоту и не боялся учиться новому.
Разумеется, услуги всех этих знаменитых мастеров, имевших допуск в самые высшие сферы, не были доступны большинству населения. Кстати, в СССР было вообще трудно попасть к парикмахеру - женщины сидели в очередях по 3 часа. Но самым сложным было сделать качественную химическую завивку, так называемую «химию» - специальный состав, без которого эта причёска попросту невозможна, входил в число дефицитных товаров и очень часто парикмахеры покупали его на свои деньги у спекулянтов!
Разумеется, потом всё это окупалось щедрыми клиентскими чаевыми. В те времена иметь «своего мастера» считалось престижным - с ним можно было всегда договориться.
Однако же и теперь, когда парикмахерских стало несоизмеримо больше, многие женщины предпочитают посещать «своего» мастера. Они объясняют это тем, что доверять свою голову (в прямом смысле этого слова!) первому встречному им совершенно не хочется. Выбрать свою парикмахерскую сейчас так же сложно, как и раньше, ибо количество ещё не означает качество.
Главный признак неквалифицированного парикмахера - это вопрос: «Где вас так ужасно подстригли?» Как только услышали этот вопрос - пересаживайтесь в другое кресло или вообще уходите оттуда. Почему? Дело в том, что этот вопрос не имеет целью получение информации. Это вопрос - оборонительный. Парикмахер, таким образом, снимает с себя часть ответственности за свою будущую халтуру. Ибо, в конце концов, он может заявить: «Я сделал всё, что было в моих силах. То, что у вас было, исправить не смог бы даже Сергей З...в!»
Ещё одна распространённая ошибка - это неизменное доверие к авторитетам, так сказать, к «лейблу». Многие люди совершенно искренне полагают, что если на дверях заведения написано «Лаборатория Высоких Парикмахерских Технологий» или ещё какая-нибудь вычурная глупость, то там уж точно из любой Золушки сделают Принцессу, а из лягушки - Василису Прекрасную. Многих вводят в заблуждение и зеркальные стены с подсветкой, и улыбчивые девочки на ресепшене, каждую из которых можно смело посылать на конкурс «Мисс Вселенная».
Разумеется, это приятно, что всем посетителям наливают кофе, а из колонок несётся не «русский шансон», а Enya, однако, может так случиться, что вы попадёте к мастеру, который за большие деньги сделает из вас пугало. Креативный, продвинутый мастер под лозунгом: «Я художник - я так вижу!» может навязать вам совершенно немыслимый и неподходящий конкретно вам образ. А многие женщины так уж устроены, что мнение дорогостоящего профессионала для них - закон. Поэтому, когда пятидесятилетняя дама, всю жизнь предпочитавшая классический стиль, выходит с фривольным ёжиком ярко-рыжего цвета, это уже не всякого обрадует.
Иной раз в непрезентабельной парикмахерской вас могут постричь лучше, чем в любом салоне, ибо, как гласит старинная пословица: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Кстати, очень хорошо обращаются с дамскими волосами парикмахеры - геи. Зачастую любовь к женским причёскам у них - родом из детства, когда им нравилось причёсывать сестриных кукол.
Ещё один немаловажный момент - качественное обслуживание часто встречается в небольших парикмахерских, арендующих помещение в бизнес - центрах. Разумеется, войти туда может любой, прямо с улицы, однако, основная масса клиентов - это работники многочисленных офисов, «населяющих» этот центр. Понятное дело, что недобросовестность хотя бы одного мастера ляжет несмываемым пятном на всю парикмахерскую - в мгновение ока о халтуре станет известно обитателям всех местных контор. Поэтому в такие парикмахерские мастеров набирают весьма придирчиво и с обязательным испытательным сроком.
Но вообще, самый верный способ выбрать хорошего мастера - это расспросить у подруг и знакомых. Конечно есть злыдни, которые ни за что не скажут, где им сделали такую сногсшибательную стрижку, но я надеюсь, таких «друзей» лично у Вас нет.