Versace: «Если это красиво, то почему вы сразу называете это пошлостью?»

«Представьте свой гардероб без ярких принтов, туфель на высоком каблуке и блеска цепочек или безделушек, — написала известная журналистка Кэти Хорин в 1997 году после смерти дизайнера. — Versace не изменил бы нас так сильно, если бы успех марки ограничивался эротическим шоу на подиуме».

«Представьте свой гардероб без ярких принтов, туфель на высоком каблуке и блеска цепочек или безделушек, — написала известная журналистка Кэти Хорин в 1997 году после смерти дизайнера. — Versace не изменил бы нас так сильно, если бы успех марки ограничивался эротическим шоу на подиуме».

Джанни Версаче сделал для моды то же, что в свое время Габриэль Шанель — позволил женщине заявить о своей позиции дерзко и ярко. В 80-х идеи феминизма были на той стадии, когда блестящая деловая карьера и высокие шпильки еще были совместимы. «Моя дама предпочитает мини и яркий маникюр, но может управлять миром!», — говорил он.

Джанни научил женщин носить «голое платье» (удлиненная прозрачная майка) с достоинством леди. Таким образом, он будто соединил строгость и холодную элегантность своей матери с распущенностью красавиц, которых было полно на улицах родного итальянского городка Реджо-ди-Калабрия. К слову, мать Франческа в действительности была не слишком приветлива со средним сыном, отдавая предпочтение старшему Санто. Возможно, из-за того, что Джанни был подле нее. Он постоянно крутился в ателье среди лоскутков и обрезков ткани. Санто, напротив, рано уехал учиться, готовился стать дипломатом, изучал экономику, был надеждой семьи. Поэтому когда в возрасте 25 лет Джанни отправился в Милан, мать не очень-то надеялась, что из трепетного художника, витающего в облаках, выйдет толк.

К удивлению своих родителей он оказался настолько талантлив и амбициозен, что уже через пять лет смог запустить собственную линию одежды. Тогда же к нему присоединился и брат, который взял на себя финансовую сторону дела. Вместе они являли собой хрестоматийный тандем дизайнера и продавца, как Миучия Прада и Патрицио Бертелли, Ив Сен Лоран и Берже, Валентино Гаравани и Джанкарло Джиамметти. После окончания университета к братьям Версаче присоединилась сестра Донателла.

Донателла, как признавался сам Джанни, была его ангелом-хранителем. В конце 70-х на пике своего успеха и славы он срывался на наркотики, уходил в депрессию, сгорал от эмоционального перенапряжения, она была всегда рядом. Тот период был поистине золотым для Дома, лик Медузы Горгоны выполнял свою главную функцию — он завораживал и восхищал! Показы бренда были главными событиями модных недель, никто до этого не делал из дефиле такого шоу. «Сидящие в первом ряду надевали солнечные очки, чтобы уберечь глаза от этого яркого великолепия», — писала Вики Вудс из английского модного журнала Harpers & Queens о первых шоу Версаче. Ричард Аведон фотографировал коллекции, Энди Уорхол делал портреты, Сильвестр Сталлоне и Мадонна снимались в рекламе бренда. Как Джанни заявил одной из самых популярных газет США New York Times незадолго до своей смерти, «контрасты — ключ ко всем моим творениям». В то время он создавал костюмы для концертов Элтона Джона и балетов в постановке Мориса Бежара. Круг знаменитых поклонниц Дома простирался от распутной Кортни Лав до безупречной принцессы Уэльской Дианы.

В это же время благодаря Джанни и Донаттелле началась эра топ-моделей. Клаудиа Шиффер, Кристи Тарлингтон, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл, эти имена впервые стали упоминать наряду с модельерами. «Я отказываюсь вставать с постели меньше чем за 10 тысяч долларов», — проронила тогда Линда Евангелиста.

Под флагом с ликом Медузы Горгоны Versace собрали армию длинноногих прелестниц для того, чтобы победить серое ханжество. «Если это красиво, то почему вы сразу называете это пошлостью?», — не мог взять в толк Джанни.

В то время Versace стал вожделенным знаком для всех, кто хотел шика в повседневной жизни, для кого сочетание бордового и золотого было комфортной цветовой гаммой даже на утренней пробежке. В 1989 году, запустив кутюрную линию Atelier Versace, Дом молниеносно «заполучил» всех звезд, которые хотели быть запоминающимися на красной дорожке. В 1991 году компания представила линию Versatile для женщин с пышными объемами, которая при этом включала леопардовые леггинсы и топики. Следом появился Versace Jeans Couture, а потом и Versus. Дом производил к тому моменту линии мужской и женской одежды, парфюм, мебель, посуду. Во всем, где стояло клеймо Медузы Горгоны, будто слышалась барабанная дробь, это были атрибуты красивой жизни для красивых людей.

В середине 90-х дела пошли на спад. Джанни и Донателла чаще ссорились. По одной из версий, главная причина для их ссор была связана с тем, что Джанни увел у сестры ее бойфренда. Нуждающийся в поддержке и одобрении, Джанни нашел себе новую музу — племянницу Аллегру, дочь Донателлы. Он называл ее своей принцессой, говорил, что только рядом с ней может быть самим собой. После его гибели 12-летняя Аллегра получила 50% акций компании и стала единственной наследницей имени Versace. Убийство связывали с мафиозными кланами.

Версия, которой придерживается семья, замыкает круг его непростых отношений с миром и людьми. Убийцей был Эндрю Кунанан, в прошлом любовник дизайнера. Он увидел в июльском номере известного американского журнала Vanity Fair материал, посвященный очередному роскошному балу в Casa Casuarina, дворце «императора моды» в Майями. Джанни Версаче и его бойфренд Д’Амико красовались на центральной фотографии. Недолго думая Кунанан решил поступить по-итальянски. Проследив его до двери дома, он выстрелил в модельера, а потом убил себя. Осколком пули, попавшей в Джанни, убило птицу, горлицу.

Так закончилась и эра Versace. Марка была переименована из Gianni Versace в просто Versace, Медуза Горгона почти исчезла и из рекламных кампаний. Донателла стала креативным директором Дома и, несмотря на титанические усилия, которые она прилагает для того, чтобы держать статус бренда роскоши, вот уже больше 10 лет подвергается жесткой критике. Все это время Versace находился в стадии увядания, ведь бренд не создал ничего нового. Из всех продуктов компании только сотрудничество Versus с дизайнером Кристофером Кейном было действительной сенсацией. Как пишет самая популярная газета Англии Guardian, «таланты Донателлы в pr позволили дому дожить до сегодняшнего дня, и она активно пользуется возрастающим интересом к марке». Конечно, ведь в моде 80-е, а такими яркими и прекрасными их сделал именно этот прославленный итальянский модный Дом.

Фото: All Over Press, Legion-Media.ru

8фотографий