«В первый класс вы идете столько раз, сколько у вас детей», - к этой мысли «профессиональная» мама Анастасия Короткова пришла после того, как отправила в школу своего третьего сына. Действительно, от родителей во многом зависят первые школьные успехи их чада. Чему же именно должен научиться ребенок, прежде чем оказаться за партой, и о чем следует помнить его родителям, чтобы не отбить у отпрыска тягу к знаниям?
Первоклассная подготовка
Сначала, особенно в первые месяцы, школа не сильно отличается от детского сада, разве что у ребенка сменилось окружение и с дисциплиной стало построже. Сам же учебный процесс проходит в игровой форме. Но это не значит, что нет надобности целенаправленно готовить ребенка к школе, а можно полностью полагаться на учителей. Ведь в школу идет именно ВАШ ребенок, а не соседский.
Впрочем, некоторые родители до сих пор считают, что до 7 лет дети должны лишь разглядывать картинки в книжках и слушать сказки. Те, кто руководствуется таким подходом, вряд ли услышат потом благодарность от своих отпрысков. Разумеется, дошкольник не должен читать «Войну и мир», но определенными навыками ему стоит овладеть.
Во-первых, он должен без труда называть свой адрес вплоть за города и страны, а также полные имена членов семьи и их профессии (если, конечно, род деятельности, к примеру, отца не является гостайной).
Название некоторых цветов и животных, дней недели и месяцев - будущий школьник может легко все это перечислить. Знакомо ему и понятие обобщения (по принципу: медведь, лиса, волк - это животные).
К школе должна быть хорошо развита моторика рук. Если вы заметили, что во время рисования, раскрашивания или написания букв ребенок постоянно поворачивает лист бумаги, необходимо как можно скорее это исправить. В этом помогут занятия аппликацией, лепкой, выкладыванием узоров из мозаики, игры с мелким конструктором.
Проверьте, насколько развита речь ребенка. Может ли он самостоятельно составить связный рассказ по картинке, пересказать услышанную историю, описать игрушку.
Среди родителей идет спор о специфических «школьных» навыках - умении читать, писать и считать: надо ли учить этому до школы?
Что касается чтения, то ребенок как минимум должен знать все буквы, а также распознавать звуки на слух, отличать согласный от гласного и понимать, где именно находится звук - в начале, середине или конце слова. Самостоятельное чтение - желательно, но не обязательно. Но в основном к первому классу дети уже осилили чтение по слогам.
Подружите вашего ребенка с цифрами. Пусть он научиться считать хотя бы до 10 в прямом и обратном порядке. Хорошо, если малыш справляется со счетом в пределах первых двух десятков, продвигаться дальше необязательно. Гораздо важнее - осмысленно владение цифрами, а не простое перечисление. Ребенок должен уметь сравнивать числа, понимать, какое большее, какое меньшее.
Это относится и к словарному запасу. Разумеется, любому родителю будет приятно услышать от своего 6-7-летнего малыша какое-нибудь сложное слово. Но сейчас вокруг столько информации, что лексикон ребенка пополняется очень быстро, хотя зачастую он не понимает значения слов. Поэтому главное здесь - качество, а не количество.
Более подробный список требований к будущему первокласснику можно получить в любой школе.
Процесс развития каждого ребенка индивидуален. Но начав рано читать, писать и считать, ребенок необязательно будет и дальше продвигаться в учебе семимильными шагами, замечают учителя.
Вступительные экзамены в школу
Многие родители сталкивались с тем, что их детям при приеме в первый класс устраивали тестирование. Разумеется, положительных эмоцией это не доставляло ни тем, ни другим.
«Мы активно готовились к школе, которую выбрали заранее. Она хоть и не в нашем районе, но подкупила ее репутация, - рассказывает мама 7-летней Амины Ахмедовой. - Когда мы пришли подавать документы, то нам сказали, что надо пройти собеседование. Но по сути это был самый настоящий экзамен».
Между тем государственные школы не имеют права устраивать какие-либо экзамены при приеме в первый класс. Это запрещено законом. Максимум, что возможно, - тестирование детей уже после зачисления для того, чтобы окончательно сформировать классы. Здесь учитываются общий уровень развития ребенка, его способности и наклонности. Само зачисление происходит лишь при наличии заявления родителей и документов ребенка, больше ничего не нужно.
Но стоит помнить, что детей, которые территориально «относятся» к одной школе, а родители хотят отдать его в другую, зачисляют на вакантные места, т.е. после того как в первый класс оформили всех «местных» детей.
Однако родители, для которых принципиально, чтобы ребенок учился в престижной школе, готовы идти ради этого на любые жертвы и требуют того же от детей. Взрослые могут и забыть, что для маленького человека школа - это не элемент имиджа, а настоящий мир, где также надо еще научиться существовать. Поэтому важно подготовить ребенка не только технически (чтение, письмо, счет), но и психологически.
«Мама, я не хочу в школу!»
Чтобы не услышать эту фразу от своего ребенка, родители должны помочь ему адаптироваться к новым условиям. Как пишет детский психолог Леонид Венгер, быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Проблема, с которой часто сталкиваются педагоги и родители, - это отсутствие мотивации в учебе. Первое время детей привлекает внешний антураж: красивая форма, яркие тетради и учебники, новые друзья. Постепенно это приедается, и интерес к школе и угасает. Поэтому ребенку надо заранее объяснить, что в школу он ходит, чтобы получать знания, а не только для игр и общения со сверстниками. Бессмысленно говорить подростку, что необходимо учиться, если он с детства усвоит, что школа - это тяжелая повинность, не приносящая ни малейшего удовольствия.
Психологи советуют научить ребенка правильно оценивать свои способности. Если у него заниженная самооценка, больше хвалите. Но если ваше чадо неизменно повторяет, что он «самый хороший», а его рисунок (игрушки, одежда) «самый лучший», то ему также будет трудно на занятиях в школе, где свое внимание учитель делит на 20-30 ребят. Постарайтесь объяснить будущему первокласснику, что другие дети ничуть не хуже его.
Сложнее всего для ребенка привыкнуть к школьному режиму. Ведь теперь его жизнь жестко регламентирована: уроки, домашние задания. Психологи советуют заранее начать приучать ребенка к более-менее строгому распорядку дня, чтобы это не было для него неожиданностью. К школе малыш уже должен понимать значение слова «надо». Тогда и первый учебный год пройдет проще и успешнее.
Хорошо, если к моменту поступления в школу у ребенка есть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому устанавливать контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине. Ведь микрогруппы в классе складываются довольно быстро, поэтому для ребенка важно уметь общаться с незнакомыми, чтобы не остаться в одиночестве.
Не зря говорят, что учеба для детей - это то же самое что работа для взрослых. Трудности неизбежны, поэтому будущий первоклассник должен уметь доводить начатое дело до конца. И здесь, как и во многих других ситуациях, родители - лучший пример.
Первый класс для мамы и папы
Родители первоклассников могут впасть в две крайности: либо устраниться от школьных дел ребенка («ты ходишь в школу, значит, ты уже большой, делай все сам»), либо контролировать каждый шаг, не позволяя принимать самостоятельных решений. Обе позиции одинаково неправильны, считают психологи.
Ваш малыш не изменится в первый же день в школе. Каким он был в детском саду и дома, таким он и придет в школу. И если раньше вы все делали за него (убирали игрушки, завязывали шнурки, одевали и раздевали), то не ждите, что после 1 сентября он станет другим. К тому же теперь у него появятся новые обязанности, с которыми не всегда он может справиться сам.
Дайте ребенку уверенность, что с любой проблемой он может прийти к вам. Касается ли это школьных предметов, общения с одноклассниками или взаимоотношений с учителем.
С другой стороны, становится тенью ребенка в школе также не стоит. Давайте ему некоторую свободу действий. Помогайте ему выполнять домашнее задание, но не делайте за него. Не критикуйте его, если он выбрал для общения одноклассников, которые вам не нравятся. Лучше научите его разбираться в людях, даже если им всего по 7-8 лет.
Одна из главных ошибок многих родителей - установка исключительно на оценки. В таких семьях «двойка» в дневнике - катастрофа планетарного масштаба. В первом классе оценки не ставят, но ребенок сразу должен понять, что первичны знания, а не баллы.
И пусть родительские собрания в школе будут для вас настоящим праздником!