Тишине посвящена книга норвежского писателя и исследователя Эрлинга Кагге «Тишина в эпоху шума: маленькая книга для большого города». В ней нет четкой структуры и привычных для интернет-читателя пунктов в стиле «проблема — решение». Книгу нужно читать, не торопясь, рассуждая вместе с автором и вслед за ним. Но мы все же дерзнули выделить несколько главных моментов.
Итак, тишина необходима нам для того, чтобы…
…вернуться к жизни
Эрлинг Кагге пишет, что популярные интернет-приложения, вроде Twitter — это не что иное, как одна из форм шума. Их главная бизнес-идея — формирование потребности, которую они же призваны удовлетворять, но лишь временно. И при этом Instagram и иже с ним вызывают не только привыкание, но и одиночество.
Постоянный просмотр новостей, отслеживание комментариев создают ощущение, что мы находимся в центре событий, в то время как в гордом одиночестве сидим на собственной кухне. Изучая френдленту каждый из нас хоть раз, но ловил себя на мысли, что весь этот мониторинг абсолютно лишен смысла. И только тишина дает нам возможность вернуться к реальности.
Вечно на бегу, мы теряем часть самих себя. Справляться с таким колоссальным объемом впечатлений утомительно, но это лишь полбеды. Дело в том, что шум, который проявляет себя как предвкушение нахождения перед экраном или клавиатурой, вызывает зависимость, лекарством от которой может служить только тишина.
И создать такую тишину вы должны сами. Просто нужно на время отключить компьютер. Убрать смартфон. Закрыться от мира, когда отправляетесь на пробежку, готовите еду, работаете или читаете.
…познать себя и обрести внутреннее спокойствие
Музеи, книги, фильмы, интересные встречи — все это, безусловно, хорошо. И все же иногда крайне важно просто сесть, замолчать, закрыть глаза, глубоко вдохнуть десять раз и попробовать сконцентрироваться на чем-то, о чем вы обычно не думаете. Или же можно не думать вообще ни о чем. Назовите как угодно — медитацией, йогой, осознанностью, но это полезно.
Самая важная книга, которую вы должны прочитать, — о вас самих. Эта книга уже раскрыта. Я наконец понял, почему в детстве меня так восхищала улитка, несущая свой домик на спине. Каждый из нас несет свой домик на спине, ведь все, что у нас есть, сокрыто внутри нас самих.
Важно научиться обретать тишину и без использования специальных техник. И это на самом деле не так сложно, как кажется. Ведь не нужно проходить специальный курс расслабления, чтобы сделать короткий перерыв на отдых.
Тишина ждет вас повсюду, и порой ее можно обнаружить в самом неожиданном месте — прямо у себя под носом. Я создаю внутри себя тишину, когда поднимаюсь по лестнице, готовлю еду или просто концентрируюсь на собственном дыхании. Безусловно, все мы часть одного континента, но мы должны постоянно нести в себе осознание того, что каждый из нас — отдельный остров.
…стать друг другу ближе
Кагге рассказывает об интересном эксперименте 20-летней давности психолога Артура Арона, в результате которого два абсолютно незнакомых прежде человека влюбились друг в друга. И произошло это, после того как они ответили на 36 вопросов анкеты, а потом замолчали и смотрели друг другу в глаза на протяжении четырех минут. В этом молчании было взаимное притяжение.
В личной жизни мне часто не хватает тишины. Я люблю говорить и слушать, но на своем опыте я убедился, что истинная близость возникает, когда нам удается какое-то время помолчать. За разговорами и прочими звуками нередко прячется желание скрыть правду. Ведь когда все, о чем я только могу мечтать, находится в моих объятиях, в словах нет необходимости.
Возможно, о тишине стоит вспомнить в кризисные моменты семейных отношений: вместо того чтобы что-то выяснять, просто сесть рядом друг с другом и помолчать.
…не испортить важного
В своей книге, говоря о переполняющих нас впечатлениях, к примеру, от увиденного пейзажа, Эрлинг Кагге вспоминает знаменитые слова философа Людвига Витгенштейна: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать».
Слова способны подорвать волшебство момента. Никаких слов не хватит, чтобы полностью передать настроение. Безусловно, поделиться своими сильными впечатлениями бывает приятно, но зачастую речь отдаляет нас от происходящего.
Автор книги приводит несколько примеров. Первый — о герое войны Клаусе Хельберге, ставшем уважаемым горным гидом. В самом начале похода Хельберг раздавал каждому из участников по бумажке с надписью: «Да, это действительно великолепно». Понимая, насколько слова ограничивают ощущения, Хельберг хотел, чтобы участники похода не рассуждали друг с другом о великолепном ландшафте, а сконцентрировались на собственном переживании этого великолепия.
Другой пример — японское стихотворение неизвестного поэта об островах Мацусима, состоящее всего из двух слов: «Ах, Мацусима!» Это не поэтический вызов: просто поэта настолько поразили открывшиеся его взору красоты, что он смог произнести лишь название архипелага — и умолк.
…наслаждаться искусством
Соблюдать тишину просят в театрах, концертных залах, картинных галереях. И это не случайно. Только в тишине можно понять замысел художника, прочувствовать композицию.
Философ Дени Дидро считал, что человек, созерцающий произведение искусства, подобен глухому, внимающему язык жестов на известную ему тему. Сказано немного нескладно, но суть верна. Оказавшись перед объектом искусства, мы словно глохнем и пытаемся понять хоть что-то из того, что видим перед собой.