Мужчины тоже могут быть жертвами
Нетрадиционное домашнее насилие, когда в роли абьюзера выступает женщина, а в роли жертвы — мужчина, встречается не так уж редко. В некоторых случаях партнер, имеющий гораздо меньшие физические габариты, спокойно угнетает превосходящего по размерам мужчину.
Получить точные данные о количестве пострадавших от домашнего насилия мужчин очень сложно. Британский парламент в 2019 году говорил о 9% жертв-мужчин.
В галерее читай о Джонни Деппе, Тиме Роте, Майке Тайсоне и других звездных мужчинах, которые подвергались насилию дома и в школе:
Согласно международному исследованию, проведенному Джоном Арчером для университета Центрального Ланкашира (Великобритания), мужчины и женщины подвергаются насилию в равных пропорциях. Оно может выражаться сталкингом (нежелательным вниманием), физическим и сексуальным насилием. Мужчин, как и женщин, бьют, шлепают, пинают, душат и толкают.
Однако в полицию и социальные службы обращаются менее 20 процентов пострадавших мужчин. Почему? Психологи решили разобраться в этом вопросе.
Андрея Макадо, психолог и доктор наук португальского университета Grupo lusofona, вместе с коллегами занималась исследованием мужчин, подвергшихся домашнему насилию со стороны женщин. Еще на раннем этапе ученые обратили внимание, насколько плохо вообще изучена эта область. Психологи создали группу из десяти жителей Португалии в возрасте 35—75 лет, которые обратились в полицию с официальным заявлением о том, что стали жертвами домашнего насилия.
Доктор Макадо обнаружила, что в каждом случае есть определенная модель, по которой развивается схема домашнего абьюза. Все начинается с ревности, желания держать все под контролем и социальной изоляции. Это типичные факторы, с которых стартует любой цикл насилия. Его усиливают обстоятельства: домашние заботы, сложности воспитания детей, предательство, развод и проблемы с деньгами.
Почему мужчины не заявляют о насилии
Макадо с коллегами особое внимание уделили главному вопросу — почему мужчины не заявляют о домашнем насилии.
Оказалось, что для большинства мужчин обращение за помощью связано с огромной негативной эмоциональной нагрузкой. Попытки получить помощь от профессионалов из полиции и других социальных служб, разбивались о разнообразные гендерные стереотипы.
Более того, эти попытки делали мужчин жертвами еще раз. На этот раз на них обрушивались насмешки и издевки по поводу того, почему пострадавший не смог защитить себя самостоятельно. Все это усугубляло стресс. Складывалась следующая ситуация: обращение за официальной помощью усиливало виктимизацию мужчин — жертв насилия.
Доктор Элизабет Бейтс, практикующий психолог из университета Камбрии в Лондоне, в собственном исследовании приводит слова одного из своих пациентов: «Я рассказал друзьям, они от души посмеялись. Полиция — там тоже все смеялись».
Такая «поддержка» сломит самого сильного человека. Смех — самая распространенная реакция людей, которые слышат о том, что мужчина стал жертвой домашнего насилия.
Венера Цуй, психолог, доктор науки из университета Сан-Антонио, опросила около ста американцев, обратившихся за помощью к властям, социальным службам и психологам.
Опрошенные заявили, что главная причина необращения в случае домашнего насилия — различные социальные препятствия и отсутствие общественной поддержки. Под препятствиями участники опроса имели в виду страх, стыд, смущение, остракизм. Самой главной причиной мужчины назвали неодинаковое отношение служб к жертвам-женщинам и жертвам-мужчинам.
Те, кто пытался получить помощь, обнаружили, что по ходу дела начинают минимизировать свой ущерб, материальный или моральный, чтобы избежать общественного порицания.
Люди, которые должны были помогать мужчинам-жертвам, чаще ернически интересовались, как так получилось, что они попали под пресс слабых женщин. Постепенно жертвы замыкались в себе и просто молчали о том, через что им пришлось пройти.
Доктор Цуй пришла к выводу: в обществе сильно предубеждение о том, что мужчины просто не могут быть жертвами домашнего насилия. Если нечто такое и происходит, оно сразу же попадает в категорию социальных табу.
Ничего не вижу, ничего не слышу — это еще более актуально в отношении мужчин — жертв насилия. Многие не решаются говорить о насилии, поскольку такие жалобы сделают их слабыми в глазах окружающих.
Мужчины не говорят вслух о насилии только из страха быть осмеянными или морально униженными. «Настоящий мужик должен держать жену в ежовых рукавицах» — патриархальные стереотипы до сих пор в ходу.
Считается, что физическая сила — гарантия защиты от любого насилия. Но это не всегда так.
Что делать
Исследователи пришли к выводу, что нужно в корне менять подход к домашнему насилию. Во-первых, надо начать с полиции и остальных социальных служб, находящихся на первой линии огня. Именно к ним в первую очередь обращаются жертвы насилия. Каждый из пострадавших должен получить соответствующую помощь, независимо от своего пола.
Пока что ситуация с поддержкой мужчин-жертв не очень. Например, в Канаде существует 627 убежищ-приютов для женщин, пострадавших от насилия. И ни одного для мужчин. В Англии только один процент приютов имеет условия для приема и содержания мужчин.
Во-вторых, пора бороться с общественным мнением. Здесь должен работать тот же принцип — любой человек, независимо от своего пола, имеет право на безопасность и уважение.
Читай еще:
А еще смотри видео, где Татьяна Лазарева, Алена Долецкая и певица Манижа рассуждают об отличиях насилия и агрессии, и о том, как это закончить.