1 апреля начнется запись детей в школы. Какие права есть у родителей будущих учеников?
Март - самая сложное время для родителей первоклашек. Нужно и школу для ребенка выбрать, и документы подготовить, и успеть вовремя записаться. Да еще попасть в класс не абы к кому, а к самой лучшей учительнице! Да еще нередко школьное начальство то настоящие экзамены устраивает для малышей, то немаленький вступительный взнос требует. О том, как на самом деле должна быть организована запись малышей, мы беседовали с главой Департамента образования Москвы Ольгой Ларионовой.
Сначала давайте разберемся: в этом году будут какие-то отличия в порядке приема детей по сравнению с прошлыми годами?
Нет, никаких отличий не будет. Хотя, к сожалению, к нам все равно поступает много жалоб на прием в 1-й класс по
А если экзамены проводят при наборе в гимназический 5-й класс...
Гимназиям, лицеям отбор по закону разрешен. Это совсем другое дело.
А как отбирать детей в первый класс? Допустим, мест в школе меньше, чем подано заявлений. Открывать новый класс?
Таких ситуаций, когда приходит целый лишний класс, у нас практически не бывает. В 1-й класс по месту жительства обязаны взять любого ребенка! Если мест в одной школе нет, родители могут обратиться в окружное управление образования, и им подберут другую школу по соседству, где места есть.
Платные курсы для дошкольников
Родители довольно часто жалуются, что школа устраивает подготовительные курсы для будущих первоклашек, причем курсы платные. И условием поступления в 1-й класс считается посещение этих курсов. Такая форма шантажа.
Это нарушение закона! Да, школа имеет право организовать подготовительные курсы, если в ее уставе записан такой вид платной деятельности. Бывает так, что ребенок не ходит в детский сад и родители хотят его качественно подготовить к школе. Это нормально. Но бывает, что родители водят малыша на курсы, зная, что школа с повышенным статусом, туда много желающих и курсы гарантируют поступление именно в эту школу. Это ошибка. Преимуществом обладают дети, которые живут в микрорайоне школы. А ходил он на курсы или нет - роли не играет.
Другое дело, что и школа не должна перебирать будущими учениками - этот вот на курсы ходил, а этого в детском саду готовили, а этот вообще до школы дома с бабушкой сидел. Я вообще считаю, что мы должны создать такую систему дошкольного образования, чтобы детей бесплатно и на хорошем уровне готовили к первому классу. И это уже делается. У нас в детсадах много групп кратковременного пребывания, куда малышей можно привести не на полный день, а на несколько часов. Пока маме нужно в магазин сходить или по делам съездить. Там тоже сейчас готовят ребят к школе. А всякие платные подготовительные курсы мы будем вытеснять.
А что означает «подготовить ребенка к школе»? Действительно ли сейчас надо при поступлении в 1-й класс ребенку знать математику, уметь читать и писать?
Ни в коем случае! Занятия в подготовительных группах детсадов должны быть в первую очередь направлены на развитие ребенка. Сейчас, как правило, в шесть лет все дети читают. А вот учить ребенка писать до школы не надо. Это подчеркивают и психологи, и детские врачи. Не случайно мы раньше шли в школу с семи лет. Ручка ребенка до этого возраста не готова к письму. До шести-семи лет нужно развивать мелкую моторику малыша. А потом уже под присмотром опытного учителя поставить письмо. Ведь от этого зависят и почерк, и способность держать ручку удобно, чтобы рука долгое время не уставала.
До школы нужно заниматься памятью малыша, вниманием, усидчивостью. В программу 1-го класса любой школы, будь она общеобразовательная, языковая или любая другая, все равно входит обучение чтению, письму и всем необходимым для школы первичным навыкам.
Зачем закрывают школы?
В Москве стали закрываться школы. Причем довольно активно. В нескольких округах уже повесили замок на дверях десятков учреждений. Столице не нужны школы?
Просто так мы школы не закрываем. Большинство закрыты из-за аварийного состояния. В Москве много школ довоенной постройки. Мы сейчас их обследуем. Ведь от состояния здания зависит здоровье детей. Как правило, такие школы сносят и на их месте строят новые.
Но есть и школы, которые по объективным причинам становятся малокомплектными. Скажем, рассчитана она на 500 учеников, а ходят на занятия только 150. Тогда мы продумываем, как быть. Один вариант, когда рядом есть интересная, сильная школа. Мы передаем здание такой школе, а учителя вливаются в коллектив новой школы. Нам важно, чтобы педагоги были устроены.
Но важно продумать и судьбу детей. В первую очередь одиннадцатиклассников. Представляете, ребенок оканчивает 11-й класс, а его школу с какой-то сливают! Дополнительный стресс. Так что мы стараемся, чтобы дети доучились в привычных условиях и со своими учителями.
Но малокомплектные школы просто нерентабельно держать. И здесь дело не в кризисе. Просто и здание, и деньги можно с большим толком использовать. В столице очень остро стоит проблема учреждений дополнительного образования. Мы жалуемся на высокую подростковую преступность. А чем занять детей, куда они могут пойти? Поэтому, если есть возможность, мы перепрофилируем такие школы в Дворцы творчества, клубы.
Понятно, что расформирование школы - процесс очень болезненный. Поэтому часто, прежде чем закрыть школу, я либо другие руководители столичного образования встречаемся с педагогами, родителями - объясняем ситуацию, вместе продумываем, как лучше решить все проблемы.
Внимание!
Департаментом образования Москвы издан приказ, которым предписано директорам школ требовать при наборе в школу только три документа:
- заявление родителей,
- медицинскую карту ребенка с указанием прививок,
- свидетельство о рождении.
Преимуществом при зачислении пользуются жители микрорайона, к которому относится школа. Важно и время подачи заявления. Кто подал раньше, у того шансов больше.