У моды два лица - глянцевое, тиражируемое тысячами женских журналов, и повседневное, отражающееся в витринах любого большого города. Еще совсем недавно ее жизненный цикл был весьма предсказуем: мода появлялась на подиумах, затем спускалась на городские проспекты, но в какой-то момент любителям наряжаться стал скучен такой порядок вещей. Им надоело жить под диктовку модных журналов, и они взялись за формирование альтернативных тенденций - street style, стиль, зародившийся на улицах и ворвавшийся на подиумы. Без приглашения и революционных переворотов.
Made in Japan
Уличная мода родом из Токио. Двадцать лет назад японские женские журналы решили отправлять своих фотографов на улицы европейских мегаполисов. На разворотах появились прохожие Парижа, стиляги Лондона и миланские жертвы моды... Однако на улицах самого Токио происходили вещи куда более интересные: японская молодежь, резко противопоставившая себя корпоративному рабству, родительскому гнету и социальным ценностям, превратила торжественную моду в шокирующую эклектику.
Первый кадр японского street style поймал фотограф Сёичи Аоки. Он создал журнал "Fruits", а материалы для свежего номера подыскивал в молодежных районах Харадзюку, Омотэсандо и "гайдзинском" Роппонги, где молодые японки отчаянно пытались произвести впечатление на иностранцев. Экстремально модные японцы положили начало самому яркому уличному стилю - Fruits.
Через несколько лет поклонников Fruits можно было найти в любой точке цивилизованного мира. Европейские столицы спохватились и спешно занялись мониторингом своих улиц. Одноименный журнал начал распространяться в Европе и США, а эстафетную палочку по генерированию уличной моды перехватили Стокгольм, Хельсинки, Осло и Рекъявик. Сейчас свой street style есть у каждого крупного города, и дать универсальную характеристику уже невозможно: где-то преобладает китч, где-то винтажный шик, где-то - тотальный casual, где-то рок-н-ролльный бунт и экстравагантность.
"Фрукты" и фрики
Пожалуй, Fruits - самая долгоиграющая токийская мода. Пейзаж Харадзюку не слишком-то меняется последние десять лет: все тот же эпатаж креативных японских фриков. Японская уличная мода - это парад мультяшек. На улицах Токио можно встретить японку в кимоно и кедах Converse, тридцатилетнюю барышню в рюшах baby-style, толпу Элвисов и миллион представителей типичного японского casual: гольфы в полосочку, юбка в горох, пиджак в клеточку.
Здесь косплей считается непроходящим трендом: японцы копируют наряды, прически и макияж любимых героев аниме. Девушки-"гонгуро" круглый год остаются верны гавайскому стилю, обесцвеченным волосам и шоколадному загару. "Готические лолиты" пребывают в перманентном элегантном трауре: черные перчатки и банты, кружевные зонты, религиозная символика и пышные платья, сродни тем, что своенравная Скарлет О'Хара носила в период скорби по очередному нелюбимому мужу.
Молодежь посерьезнее предпочитает менее экстремальный стиль. Самые стильные мужчины ориентируются на Джонни Деппа и Джуда Лоу, а стильные барышни - на Кейт Мосс и Викторию Бекхэм.
Скромное обаяние Стокгольма
Стокгольм - еще одна мекка уличной моды. Еще Энди Уорхол писал, что в Швеции не имеет смысла оборачиваться, при виде красивого человека, потому что следующий будет не менее красивым. "И стильным", - добавляют модные журналы.
Как ни странно, в благополучной Швеции как нигде популярны секонд-хэнды. Вещи с блошиного рынка едва ли не на каждом моднике сочетаются с молодежными брендами, дизайнерский кардиган за пару тысяч долларов соседствует с рубашкой из секонд-хэнда, долларов за пять.
В общих же чертах типичный стокгольмский уличный стиль - это безразмерные вещи (главный тренд - огромные футболки на хрупких юношах и девушках), и серо-черно-белая цветовая гамма. Это выхолощенный молодежный стиль: кеды, леггинсы, клетчатые рубашки и винтаж. Холодную гамму разбавляют непременные яркие детали: как правило, разноцветные очки и тряпичные сумки. Секрет же стокгольмской уличной моды заключается в том, что ее представители отнюдь не стараются выглядеть стильно. Они редко читают модные журналы и еще реже оставляют крупные суммы в бутиках. Стиль у них в крови, в скандинавском воздухе, в ежедневных недолгих ритуалах у зеркала. Нигде больше мода не выглядит так естественно.
Хиппи, панки, рок-н-ролл
Многие именитые дизайнеры проходили практику в Лондоне, ведь именно в этом творческом котле кипят идеи для будущих сезонов. В лондонской уличной моде открыто черпают вдохновение Стелла Маккартни, Джон Галльяно и Александр Маккуин.
Главная примета лондонского street style - винтаж. Выглядеть ново и дорого - значит расписаться в своем безвкусии и вульгарности. Здесь принято срезать ярлычки и придавать поношенный вид только что купленным вещам. Вряд ли лондонский модник выйдет на улицу в новых джинсах, не обтрепав предварительно кайму.
Лондон чтит свою молодежную историю. Здесь субкультуры не сменяют друг друга, а дополняют, поэтому на улицах британской столицы одновременно сосуществуют стиляги шестидесятых, панки семидесятых, диско-романтики восьмидесятых, инди-рокеры девяностых и сегодняшние эмо. Но настоящая визитная карточка Британии - это панк: кожаные куртки и брюки, шотландская клетка, подтяжки, ботинки на тракторной подошве, заклепки и массивные металлические украшения.
С улиц - на подиум
Так совпало, что одновременно с зарождением направления "уличная мода", некоторые профессиональные дизайнеры почувствовали острый дефицит вдохновения. Они больше не находили оригинальных идей на сцене, в кино и творчестве коллег. Между тем на улицах кипела самобытная мода, лишь частично усвоившая тренды с глянцевых страниц... Это были не просто свежие идеи сочетания цветов и фактур, не просто оригинальная эклектика. Это был глас народа: мы хотим одеваться именно так, нам смешна высокая мода, мы перекраиваем на свой лад любые тенденции и превращаем их в альтернативный фэшн.
Знаменитые дизайнеры все чаше упоминают в интервью street style. Джон Галльяно, возглавляющий модный дом Dior, Миуччиа Прада, Стелла Маккартни и целый список японских дизайнеров - Михара Ясухиро, Джуниа Ватанабэ, Йоджи Ямамото и т.д. - не скрывают своего профессионального интереса к уличной моде. Молодые дизайнеры практически каждой страны все реже смотрят на подиумы, и все чаще - вокруг. Мода приходит с улиц и даже прямые доказательства этому не нужны. Стоит вспомнить минувший сезон, насыщенный хипповской - уличной! - тематикой. Ему предшествовала целая армия модернизированных "хиппи" на страничках Интернет-блогов уличной моды.
И что, собственно, из этого следует? Еще один приговор жертвам моды. Немодно, знаете ли, подобострастно ловить каждое слово гуру высокой моды. Немодно суматошно запоминать бренды с красных ковровых дорожек: Мадонна, аки Покахотнас, в платье Gucci, Шарлиз Терон - в струящемся Dior. И неотступно следовать ежемесячным заветам модных журналов - немодно совсем. Из бездумного поглотителя моды всегда можно превратиться в ее законодателя, хотя бы в небольших масштабах среднестатистического российского города. Уличная мода стимулирует воображение, здоровую самоуверенность и бытовое творчество. А в глянце лучше время от времени черпать вдохновение. Для собственного уникального стиля.