Другие времена, другие сказки

Есть у нас добрая традиция — как только отгремит в Париже Неделя моды Haute Couture, так сразу все принимаются этот самый «кутюр» хоронить. Особенно слезы по «усопшему» удаются дамам, которые проживают жизнь не в роскошных нарядах ручной работы, а в стоячих от синтетического напряжения костюмах цвета подвала из фильма ужасов. Эти-то знают: «Когда Диор был жив — была и мода, а сейчас — жуть и страх!»

Есть у нас добрая традиция — как только отгремит в Париже Неделя моды Haute Couture, так сразу все принимаются этот самый «кутюр» хоронить. Особенно слезы по «усопшему» удаются дамам, которые проживают жизнь не в роскошных нарядах ручной работы, а в стоячих от синтетического напряжения костюмах цвета подвала из фильма ужасов. Эти-то знают: «Когда Диор был жив — была и мода, а сейчас — жуть и страх!» Только вот все никак не признаются, что жуть и страх им милее любой модной сказки.

Что такое одежда haute couture? Формально — колоссальный труд, потраченный на вещь, лучшие ткани и интересный дизайн, складывающиеся в астрономическую цену. На деле — романтичная сказка о преступно роскошных платьях, которые позволяют себе лишь те, кто преступно роскошно живет.

Наблюдать за этим со стороны действительно больно, особенно когда вам не 16 лет. Жизнь стала злее, звезды побледнели и упали. Вместо платьев — жуть и страх ручной работы. Теперь под электронным микроскопом интереснее разглядывать не коллекцию Armani, а твиттер Волочковой. Или парад безумно одетых русских телепузиков, называемых ныне «селебрити». Они роднее и как-то понятнее, не спорю. Но есть у меня на этот счет одно простое и немного суеверное соображение: чужой дурной вкус заразителен. Каждое визгливо-пошлое фото разрушительно влияет на ваш собственный гардероб.

Поэтому лучше питаться красивыми историями. Но для этого нужно дать себе труд видеть красоту. Да, в мире больше не будет платьев Кристобаля Баленсиаги, которые доставляли заказчицам в деревянных контейнерах, напоминающих размерами загородные дома. Но будет что-то другое, в чем отразится наше время. И хотя бы от этого «другое» будет не менее прекрасно или как минимум интересно. Например, металлические цветы-украшения от Giambattista Valli, или ожившие 3D-принты от Iris Van Herpen, или сентиментальные платья-клумбы от Рафа Симонса для Dior…

У меня есть любимое определение произведения искусства: посмотрев на настоящее, ты понимаешь, что стал лучше! Последнее яркое впечатление — традиционная (в самом хорошем смысле слова), отточенная до холодящего душу совершенства коллекция Valentino.

Valentino HAUTE COUTURE FOR SPRING SUMMER 2013
Valentino HAUTE COUTURE FOR SPRING SUMMER 2013

Недаром при ее создании были побиты все рекорды современного кутюра — на вышивку одной вещи уходило до 500 часов работы. Получились удивительные, нежные и в то же время немного холодные платья-клетки, созданные с очевидной любовью не для музея моды, а для женщины. Есть в этом ирония (вполне в духе времени) — сделать платье-клетку объектом желания модниц!

Кутюрные шоу, кстати, уже давно превратились в парад идей, в зеркало. Раф Симонс нарочно привносит в самую дорогую одежду от Dior элементы pret-a-porter, готового платья. И даже взбалмошная Донателла Версаче чуть-чуть причесывает исконный трансвеститский китч в пользу образов, которые сможет примерить не только эксцентричная голливудская звезда. Закрытый, подчеркнуто дорогой кутюр пытается стать ближе к людям.

Иные дизайнеры не брезгуют и политическими метафорами. На шоу Готье из-под купола белой юбки свадебного платья вдруг вылезли четверо детишек эмигрантского вида. А Лагерфельд на финальный выход Chanel выпустил двух девушек в свадебных платьях, недвусмысленно намекнув, что горячо поддерживает инициативу нового французского президента о легализации гей-браков.

Не нравятся эти сказки — смотрите на тех, кто сидит в первом ряду. Там вся наша модная гордость — русские птицы-павлины, покорившие Париж: Ульяна Сергеенко, Вика Газинская, Елена Перминова, Мирослава Дума...

Мирослава Дума: ангельская внешность плюс безупречный вкус
Мирослава Дума: ангельская внешность плюс безупречный вкус

В случае с Сергеенко не грех еще раз вспомнить уже второй успешный показ в рамках все той же кутюрной недели. Да, до уровня Valentino пока далеко, но это ведь только начало, и начало грандиозное; хотя у нас почему-то любят исподтишка, по-жлобски, пнуть девушку просто за то, что смогла. Здесь такие сказки не любят.

А ведь полностью списывать модный успех наших it-girls на инвестиции спонсоров — глупо. Это история скорее о силе воли и несгибаемости характера. Пока голливудские звезды позволяли себе проходные наряды и модные ошибки, наши девушки старались выделиться, что есть сил! И творчества в этом было гораздо больше, чем «безнадежного безвкусия, которое дает поспешность роскоши», так свойственного современным русским богачам.

Мы ведь по-прежнему считаемся страной варварской, избыточной, безвкусной… И вдруг впереди забрезжил свет. Обещание, что изобретем что-то свое, скажем веское слово в современной моде. Потенциал налицо — глядя на сводки с показов (кто в чем был, кто чем удивил), вдруг понимаешь, если мы где и выстрелим со своим темпераментом, с нашей фирменной неутолимой жаждой, то именно в жанре Haute Couture. Так что не спешите пока его хоронить. Лучше смотрите в оба.

Фото: Legion-Media.ru, Starface.ru