Как попасть на корабль
Купить билет на корабль не сложнее, чем на самолет. В Интернете десятки сайтов компаний-представителей круизных операторов, поэтому остается лишь выбрать круиз и нажать кнопку «забронировать». После этого перезвонит представитель круизного оператора и все решит.
Наш круиз нам обошелся примерно в 30 тысяч рублей с человека (портовые сборы и чаевые включены). Плавание длилось 12 дней — из Барселоны в Венецию. В пути мы делали остановки в Пальма-де-Майорке (остров Майорка), Марселе (Франция), Ливорно (Пиза и Флоренция), Ольбии (Сардиния), Чевитавеккье (Рим), Неаполе, Мессине (Сицилия), Дубровнике (Хорватия). В каждом городе лайнер стоит около 10—12 часов.
Корабль назывался Carnival Legend. 13 палуб. Длина — около 300 метров. Одновременно вмещает примерно 2600 пассажиров. В эксплуатации с 2002 года, правда, в 2011 году была проведена кардинальная реновация.
За время ожидания круиза мы выучили о лайнере все: например, на церемонии крещения Carnival Legend его крестная — знаменитая «М» из бондианы актриса Джудит Денч — дважды не смогла разбить бутылку шампанского о борт. Получилось только с третьего раза, когда помочь вызвался капитан корабля. Так как к этому моменту билеты сдать уже было невозможно, мы решили, что не суеверные.
К тому моменту как в порту Барселоны мы входили на корабль, Карина без запинки могла перечислить названия всех бутиков на лайнере, а я точно знал, где ближайший к нашей каюте бар, и как быстрее всего из ночного клуба добежать до палубы со шлюпками.
Самый главный день
Во время круиза я решил сделать своей девушке Карине предложение. Планировал ли я что-то «особенное» в этот момент? Нет.
Можно было бы по такому случаю украсить корабль воздушными шариками и посыпать лепестками роз кровать? Можно. Но в то время я об этом не знал.
Для тех, кто желает провести на корабле свадебную церемонию, у круизных операторов есть специальные предложения. Многое, конечно, зависит от корабля — где-то, например, есть даже часовни, — но стандартный свадебный пакет обычно такой: вас повенчает капитан, в честь этого испекут торт, а специальный фотограф все это зафиксирует для истории. Цена вопроса — около 1000 евро или долларов. Но и в этом случае процедура требует подготовки, сбора документов, договоренностей с командой корабля и другого.
Естественно, свидетельство о браке, подписанное капитаном лайнера, никакой юридической силы иметь не будет, поэтому по возвращении в Россию, придется «пережениваться».
Но если вы очень хотите по-настоящему связать себя узами брака исключительно на круизном лайнере, то это можно устроить.
Как прошло это у нас? Предложение я сделал в ресторане после ужина. Это было 22 апреля, в день рождения Владимира Ленина (просто так совпало).
Что Карина ответила? Ну а куда она денется с корабля, который находится между материком и Балеарскими островами в открытом море?
После ужина мы счастливые пошли в корабельный ночной клуб на дискотеку.
Об алкоголе
Алкоголь в подавляющем большинстве круизов не входит в стоимость путешествия. Более того, его нельзя проносить на борт по возвращении с береговых экскурсий. При посадке на корабль в каждом городе, в котором стоит лайнер, пассажиры и их вещи проходят досмотр, как в аэропорту. И если в вашей сумке обнаружат алкоголь, то его изымут и поместят на хранение. Бутылки вернут только в последний день плавания.
Аналогичная ситуация и с алкоголем, который покупается в магазинах duty free, расположенных на корабле. Вы можете купить бутылку виски, но все время плавания она будет ждать вас в том же магазине, и только в последний день вам доставят покупку в каюту.
Исключение делается только в первый день плавания — тогда пассажирам разрешают проносить на борт по одной бутылке вина или игристого, так сказать, отметить отплытие корабля и начало путешествия.
Алкоголь на корабле — недешевое удовольствие. Видя его стоимость, конечно, не бросаются за борт, но если ежедневно баловать себя бокалом вина за ужином и коктейльчиком перед сном, то за время круиза можно «насобирать» весьма ощутимую сумму. В среднем, один коктейль обойдется в 7—12 долларов, пиво — 5—6 долларов, бутылка вина — от 50 долларов.
Один совет: во время плавания на кораблях проводятся различные аукционы — продажи картин или лекции об искусстве. Посещайте их: не важно, что вы не собираетесь ничего покупать, да и вообще не отличаете работы Моне от Мане, на подобных раутах, как правило, разносят бесплатное шампанское.
Чем заняться на корабле
Современные круизные лайнеры — этакая смесь шикарного отеля (большинство кораблей категории 4 или 5 звезд) и торгового центра с парком развлечений.
Самый большой лайнер в современном пассажирском флоте называется Harmony of the Seas. Судно принадлежит компании Royal Caribbean International. Его длина — 362 метра, высота — 70 метров. Корабль может вместить около 6500 пассажиров, к услугам которых 18 палуб.
На корабле есть самая большая на круизных судах водяная горка: путешествие начинается на 16-й палубе, а заканчивается на шестой, а также серф-симулятор FlowRider, 13-метровые скалодромы, тарзанка, благодаря которой можно пролететь практически над всем лайнером, каток, автодром, водяные горки, несколько кинотеатров, бассейны с тремя водяными горками комплекса «Идеальный шторм», поле для гольфа, площадка для баскетбола и волейбола и многое другое.
Корабли меньшего размера предлагают чуть меньше развлечений (например, отсутствует тарзанка), но и на них скучать не придется. Сейчас практически на всех кораблях есть тренажерные залы, несколько бассейнов, джакузи, казино, кинотеатры, театры, различные спортивные активности. Это все бесплатно! Единственное, за что придется платить — поход в спа-салон. Но и в этом случае можно сэкономить: как правило, когда корабль стоит в порту и большинство пассажиров ушли в город на экскурсию, в это время на корабле цены на платные услуги могут упасть вдвое.
И о еде. Питание включено в стоимость круиза. К вашим услугам будет один большой ресторан, работающий по системе «шведский стол», а ужин будет в основном ресторане, где выбирать блюда можно по меню. Из личного опыта: не стесняйтесь: если из закусок вы хотите и осьминога, и дораду, и капрезе — заказывайте все. По крайней мере, нам ни разу не отказали.
Ресторанов и кафе на кораблях много. Например, на новейшем судне Norwegian Escape расположено 27 ресторанов, то есть, чтобы побывать по разу в каждом из них на завтрак, обед и ужин, потребуется девять дней.
Страхи перед круизом
Вокруг круизного отдыха сложилось огромное количество стереотипов: это дорого, опасно, меня укачает, придется покупать смокинг и т.д. Попробую развеять каждый из них.
Миф 1: круизы — это дорого
Цена круиза зависит от многих вещей: региона, в котором вы будете плавать, длительности путешествия, выбора каюты, времени года и т.д. Но самое главное — это какой круизной компании принадлежит корабль. Стоимость в этом случае может различаться в разы.
«Здесь все, как и в гостиничном бизнесе — есть дешевые круизы, а есть роскошные и дорогие, где лайнеры под стать плавучим отелям Ritz, где всем каютам присвоена люксовая категория, за безбрежные удовольствия отдыхающих отвечают персональные батлеры, а кухня в ресторанах представлена мишленовскими поварами. Например, на лайнерах Silversea вам не придется платить чаевые, они включены в стоимость, равно как и услуги дворецкого, питание по системе ultra all inclusive, что подразумевает высокую кухню в ресторанах и широкий выбор алкоголя, причем неограниченно. Даже мини-бар в вашем люксе будет ежедневно пополняться излюбленными напитками, в т.ч. алкогольными», — говорит представитель круизного оператора Silversea Cruises в России Анна Амосова.
Приемлемые по цене для большинства туристов круизы предлагают компании Carnival Cruise Lines, Norwegian Cruise Line, Costa Cruises, Royal Caribbean International, MSC Cruises. Корабли этих операторов можно встретить практически во всех уголках земного шара — от Аляски до ЮАР и от Марокко до Австралии.
Самые дешевые круизы, как правило, в Карибском море и Средиземноморье. Из-за огромного количества кораблей в этих регионах очень высокая конкуренция, что хорошо сказывается на ценах для туристов. Например, недельный круиз по Карибским островам на лайнерах компании Carnival Cruise Lines можно купить за 200—250 долларов. В эту стоимость уже включены портовые сборы, чаевые персоналу, а также питание на всем протяжении плавания.
Другой вариант — поближе — недельный круиз «Испанские мотивы» компании Costa Cruises: из Барселоны на Мальту и обратно через Марсель, Савону, Неаполь и Палермо. Этот круиз можно купить за 27 тысяч рублей (с портовыми сборами и питанием). Согласитесь, что самостоятельное сухопутное путешествие из Барселоны через Италию до Мальты и обратно, во время которого вы будете питаться только в ресторанах, а жить исключительно в отелях категории 4 звезды, обойдется намного дороже.
Миф 2: это опасно
Положа руку на Конституцию и поклявшись не заглядывать в Википедию, назовите все крушения круизных лайнеров, которые удастся вспомнить: «Титаник» в 1912 году и «Коста Конкордиа» в 2012-м… Угадал?
Конечно, за целый век были и другие кораблекрушения, и более мелкие инциденты, которые не приводили к затоплению судна. Но пока вы читаете этот текст, прямо сейчас моря и океаны пересекают тысячи кораблей, на которых отдыхают сотни тысяч пассажиров. В свое время ЮНЕСКО признала морские круизы наиболее безопасным отдыхом во всем мире.
«Это один из самых безопасных видов отдыха, поскольку мы можем оперативно менять маршрут корабля не только в зависимости от погодных условий, но и в связи с изменившейся политической ситуацией в том или ином регионе мира и отменять заходы в те порты, в которых, как мы предполагаем, есть угроза отдыху наших пассажиров. Например, в прошлом году мы изменили наши маршруты в Средиземноморье, отменив заходы в порты стран, где была политическая нестабильность. Вместо этого корабли были перенаправлены в Котор в Черногории, а также в Сплит — в Хорватии», — говорит представитель круизного оператора Norwegian Cruise Line Андреа Элснер.
Миф 3: меня укачает
Качка в открытом море, а уж тем более в океане, действительно может быть. Поэтому лучше выбирать маршрут, в котором корабль идет вдоль берега.
Мы с Кариной уже побывали в четырех круизах (Средиземноморье, вокруг Исландии, в регионе норвежских фьордов и на Балтике), и из личного опыта — качка была только в северной Атлантике на подходе к Исландии. Во всех остальных круизах корабль шел настолько плавно, что, находясь в каюте без окна, мы не всегда понимали — мы еще плывем или уже стоим в порту.
«Все современные корабли оснащены системой стабилизации, и чем больше корабль, тем меньше пассажиров ощущают движение. Но для чувствительных пассажиров, которые боятся, что их укачает, дам совет: выбирайте каюту в средней части корабля, где движение менее заметно», — говорит Андреа Элснер.
Миф 4: потребуется платье/смокинг
Забудьте все, что вы видели в фильме «Титаник», где мужчины круглосуточно ходили по палубе в смокингах, а дамы надевали свои самые дорогие украшения.
«Многие представляют себе роскошно одетых людей в круизах и боятся, что будут выглядеть хуже, поэтому придется покупать смокинг/вечернее платье и т.п. На самом деле «вечера в смокингах» бывают только один раз за все время круиза, и при этом допускается обычный темный пиджак для мужчин и коктейльное платье для женщин, либо брючный костюм. Никто из ресторана не выгонит. Просто по кораблю можно ходить в чем угодно, главное, чтобы было удобно. Но без крайностей. В шортах, например, в ресторан уже не зайти»,— заверяет менеджер по PR и маркетингу компании Dreamlines Екатерина Горбатовская.
Кстати, максимальный размер багажа, который разрешен на одного пассажира в круизе, — 90 килограммов! В общем, не ограничивайте себя.