«Ты не жалеешь, что родила?»… С тех пор как я стала мамой, мне приходится довольно часто слышать этот вопрос.
Сначала я просто терялась и не знала, что отвечать. Потом недоумевала: неужели не всем очевидно, как это прекрасно и замечательно — быть мамой? А затем вспомнила, что и сама когда-то с опаской смотрела на детей и не то чтобы горела желанием заиметь своего собственного.
У каждой из нас процесс возникновения желания быть мамой происходит по-разному. Кто-то еще в детстве, убаюкав своего первого пластмассового пупса, решает для себя: вот она, цель жизни. К другим желание родить ребенка приходит вместе с появлением любимого мужчины, собственной жилплощади или после многозначительных намеков старших родственников. Третьи решают, что пора, насмотревшись на подруг-мамочек, а четвертые и не думают о материнстве, пока тест на беременность не поставит их перед фактом… Вариантов масса.
Так или иначе, в один прекрасный момент каждая из нас задумывается о том, чтобы родить ребенка. И в этот самый момент нам становится страшно.
Страх первый: я буду плохой мамой
Это вряд ли. Даже самые безответственные, ленивые и самовлюбленные из нас с рождением малыша на время забывают о своей безответственности, лени и самовлюбленности. Так уж устроено природой. Когда я только родила, я понятия не имела, с какой стороны подступиться к ребенку. Но уже через пару дней движения мои стали более осмысленными, руки более ловкими, а через пару недель и голова настроилась на «младенческую волну», начав чутко улавливать сигналы малыша.
Но все это делалось скорее инстинктивно, а не потому, что взяв на руки ребенка, я вдруг почувствовала всепоглощающую любовь. Даже через месяц и через три я иногда ловила себя на мысли, что не могу сказать: вот оно, самое дорогое моему сердцу существо. Это чувство приходило постепенно, с каждым новым движением ребенка, с его первыми достижениями, звуками, улыбкой…
Никто из нас не застрахован от ошибок, неудач и просто плохих дней. Быть хорошей мамой не значит быть автоматом, работающим только на детские нужды. Не корите себя за то, что у вас мало молока, что вы слишком рано вышли на работу, что иногда вам хочется одиночества, что ребенок набил шишку… Никто не заставляет вас быть идеалом в своих глазах и в глазах окружающих. Главное, что вы — идеал для своего ребенка.
Страх второй: моя жизнь изменится
Это правда. Когда мы с мужем только начали разговор о детях, я убеждала его, что все останется по-прежнему: наш образ жизни, наши отношения, наш распорядок дня. Как и все мужчины, он очень боится перемен. Я говорила весьма убедительно и даже приводила в пример знакомых, которые путешествуют с детьми и вообще ни в чем себе не отказывают.
На деле, конечно, все оказалось иначе. Наша тихая размеренная жизнь резко изменилась. Мы не высыпались, дважды в день по три часа мерзли с коляской на улице, забыли про кино, театры и прочие светские радости и на неопределенный срок отложили покупку новой машины. Я могла по три дня не мыть голову и гораздо меньше внимания обращала на мужа.
Но малыш стал лучше спать, весна сменила зиму, родители время от времени забирали ребенка по выходным и жизнь снова потекла по привычному руслу. Нам стало проще и комфортнее, мы привыкли к мысли, что теперь нас трое, и постепенно втянулись и полюбили эту новую жизнь.
Конечно, теперь, принимая любые решения, я всегда думаю сначала о ребенке, а потом о себе. Но я уже не воспринимаю это, как ущемление собственных прав.
Одна моя подруга, размышляя на тему «По чему из своей молодости я буду скучать в старости», сказала, что вовсе не поездки, приключения и тусовки будет потом вспоминать, а время, когда родилась ее дочка и она была молодой мамой. С рождением ребенка молодость не заканчивается, наоборот, у нас появляется шанс заново окунуться в детство, увидеть мир глазами ребенка, любопытного, доброго, искреннего…
Страх третий: а вдруг с ним что-то не так?
Если первые два страха меня миновали, то этот, хоть я и гнала его усиленно, время от времени преследовал меня во время беременности. При всей моей уравновешенности и относительной ясности ума, я, как и большинство будущих мамочек, жадно вглядывалась в лицо доктора, делающего мне УЗИ, боясь обнаружить на нем признаки замешательства или испуга.
Мои многочисленные родственники женского пола подливали масла в огонь. Помню, однажды мы собрались у бабушки, и разговор зашел о детях, родившихся с патологиями. Мама, тетя, бабушка усиленно муссировали эту тему, вспоминали знакомых родителей, столкнувшихся с этой бедой, и совсем не замечали беременную меня, бледную от ужаса.
К сожалению, от возможности родить больного ребенка не застрахован никто. Настраивайтесь на хорошее, гоните от себя плохие мысли, соблюдайте рекомендации врачей, вовремя проходите все обследования и, чтобы было спокойнее, перед планируемой беременностью сходите на прием к генетику.
Страх четвертый: у меня испортится фигура
Мой любимый миф. Я буду толстая, с растяжками, обвисшей грудью и дряблым животом — примерно так можно сформулировать девичьи опасения по поводу послеродовых изменений фигуры. Скажу честно, лично я не знаю ни одной мамы, которая не возвратилась бы в свою дородовую форму. У некоторых это происходит естественным путем и довольно быстро, у других на это уходит чуть больше времени и сил.
Так или иначе, максимум через год вы влезете в любимые джинсы и не стесняясь сможете щеголять на пляже в купальнике.
Если я вас не убедила, советую посмотреть на знаменитых мамочек, например, на Наталью Водянову, Миранду Керр, Алессандру Амбросио, в конце концов, на Хайди Клум — мать четверых детей. Все они выглядят великолепно, и никакого дряблого живота с растяжками у них не наблюдается.
Страх пятый: растить ребенка — дорого
Конечно, мы все хотим, чтобы у наших детей было все самое лучшее. И поначалу тратим деньги на всякую ерунду вроде дорогущей коляски, которая оказывается неудобной, кресла-качалки, в котором ребенок сидеть отказывается, или кучи одежды, из которой малыш вырастает, даже не успев надеть.
В страхе, что мне будет не хватать денег на ребенка, я всю беременность отчаянно копила. Закончилось тем, что на накопленные миллионы я купила себе шубу.
В общем, не все так критично. Да, на памперсы, первое приданое и баночную еду в течение первого года у вас будет уходить довольно много денег. Потом станет проще: коляски останутся в прошлом, малыш перейдет на общий стол и не будет так быстро вырастать из одежды, да и вы через какое-то время сможете вернуться к работе и постепенно восстановить пошатнувшееся финансовое равновесие.
Сложности, конечно, впереди: когда начнутся детские сады, школы и университеты. Но к тому моменту вы уже научитесь рассчитывать бюджет, исходя из потребностей вашей семьи, а не только собственных желаний.
Если вы до сих пор боитесь быть мамой, спросите у своих родителей, не жалеют ли они, что у них есть вы.
Фото: East News