Максим Ильяхов и Людмила Сарычева написали практичную и интересную книгу «Новые правила деловой переписки» (изд. «Альпина Паблишер»). Этот небольшой отрывок поможет вам писать письма и сообщения, которые не будут бесить людей.
Небрежность
Тебе неприятно, когда люди пишут неграмотно? Авторы книги полагают, что дело немного в другом: «Раздражает ведь не то, что он не владеет запятыми или не понимает, когда ставить заглавные буквы. Раздражает именно небрежность, то есть пренебрежение к читателю».
Небрежно:
— игорь света интерсно ваши мнение поповоду кандидатов .кто что думает ?
— КОГДА У НАС ВСТРЕЧА??? В КАКОЙ ПЕРЕГОВОРКЕ?
Бережно:
— Игорь, Света! Интересно ваше мнение по поводу кандидатов. Кто что думает?
— Лена, когда у нас встреча? И в какой переговорке?
Спешка и срочность
«Раздражает не слово «срочно», раздражает неуважение. Раздражает, когда к твоему времени относятся как к расходному материалу. Раздражает, что менеджер может подгонять не из-за срочности, а просто ради забавы, как погонщик подгоняет лошадей».
Неуважение ко времени: «Ты раб и скотина»
— Игорь, это должно быть готово АСАП! Клиент ждет! Мы не можем заставлять клиента ждать еще дольше! Прошло уже 10 часов и до сих пор ничего нет! Это ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА!!!
Уважение ко времени: «Мы с тобой заодно»
— Игорь, клиент очень нервничает, что сценарий не готов. Я постараюсь его успокоить, но мне нужно пообещать какой-то срок. Что ему сказать?
Панибратство
«Не во всех компаниях принято называть коллег «народ», говорить «хай» и «приветики». И когда люди жалуются на такой неформальный тон, претензии не к словам, а к тому, что этими словами нарушают границы, как будто врываются в личное пространство. Так позволено говорить друзьям, но не посторонним», — пишут Ильяхов и Сарычева.
Перекладывание ответственности
«Раздражает, когда человек создает переписку на нескольких коллег и размазывает по ним ответственность. Вместо того чтобы задать конкретному человеку конкретный вопрос, собирают целый комитет».
Размазали ответственность:
— Коллеги, предлагаю обсудить вопрос размещения рекламы на сайте «Альфы». Какие мнения?
Собрали:
— Витя! Прими решение, будем ли мы размещать рекламу в «Альфе». Медиаплан в приложении. Они обещают 1,5 млн показов...
Повторение за другими
«Все понимают, что есть общепринятые сокращения и термины. Нет проблемы, если в вашей компании принято синкаться по новым kpi на cac и ltv. Раздражает, когда офисные фразочки повторяются бездумно и по привычке. Самая ненавистная такая фраза всех времен — «Доброго времени суток».
Натянутая вежливость
«Ею пропитаны деловые письма. Раздражает, когда тебе говорят «хорошего дня», а между строк написано «пошел на х...» Все давно научились делать это».
Что написали:
— Коллеги, мы вас услышали.
— Заранее спасибо за оперативный ответ!
— Хороших выходных!
Как поняли:
— Вы — сборище баранов, которые не знают, чего хотят. Мы презираем вас, но у вас деньги.
— Отвечай сейчас же, скотина!
— Наконец-то мы от вас отдохнем!
«Раздражает, когда фраза «Как ваш отпуск?» означает «Вы там прохлаждались, а мы тут пахали!» Раздражает, когда с вежливой миной скидывают работу на выходные, не давая права отказать. Вдвойне раздражает, когда в понедельник эта работа оказывается никому не нужной, а в пятницу этот же менеджер снова прибегает с вежливой миной и новой пачкой работы на выходные.
Дело не в словах. Дело в отношении. И за последние двадцать лет деловой переписки в России все более-менее поняли, что отношения дурные. Отношения вражеские, а не партнерские. Эта книга — попытка изменить отношение», — считают Ильяхов и Сарычева. И они чертовски правы.