Рене Лалик: хрустальный ювелир XX века

Французский ювелир Рене Лалик был далек от желания угодить публике. Не склоняясь в реверансах перед модными тенденциями, он разом совершил настоящий переворот.

Французский ювелир Рене Лалик был далек от желания угодить публике. Не склоняясь в реверансах перед модными тенденциями, он разом совершил настоящий переворот.

Прилетев в Лиссабон, не тратьте время на манные паштейши и бездумные прогулки по портовым клубам. Держите путь в изысканный музей имени Галуста Гульбенкяна. Этот коллекционер был дружен с Рене Лаликом. Именно в залах его музея скрыты самые яркие сокровища французского ювелира. Они стоили тысячи франков, но нефтяной магнат Гульбенкян не жалел средств.

С появлением маленького бутика на одной из парижских улиц, ювелирные украшения действительно поднялись до стоимости в тысячи франков, но вовсе не благодаря чистым камням. Массивный гребень выполнен из... слоновой кости. На рукоятке — изысканный рисунок в эмали: деревья склоняются перед порывом ветра, их листья в цвете заката кажутся синими. Тонкие серьги с хвостами павлинов сделаны также из эмали и маленьких стекольных вкраплений. Роскошные вещи не становились доступными. Но их стоимость теперь зависела не от каратности камня, а от таланта ювелира. Именно почерк мастера ценился превыше всего. В истории искусства имя Рене Лалика стоит в одном ряду с Карлом Фаберже, французами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, американским художником и дизайнером Луи Тиффани.

Магазин Lalique в Париже на Рю Роял
Магазин Lalique в Париже на Рю Роял

Рене из семьи Лалик появился на свет 6 апреля 1860 года в провинциальном городке Аи, что до сих пор скрыт от шума за винокурнями французской провинции Шампань. От маленького дома было рукой подать до виноградников. За лозами чутко ухаживали — стройные ряды делили горизонт на ровные полоски. Семья переехала ближе к парижскому пригороду, когда Рене едва исполнилось два года. Он получал образование в лицее Turgot. И хоть его отец был простым торговцем, образование своим детям он стремился дать отличное. К примеру, в том же лицее чуть позже будет учиться французский сценарист и режиссер Серж Бургиньон, который снимет к финалу 60-х Брижит Бардо в паре с Лораном Терзиеффом. Но Лалика мало интересует скорое появление нового искусства под названием «синематограф». Самый любимый урок — рисование. В возрасте 12 лет он получает первую премию лицея как лучший ученик.

В 1876 году приходит горе — умирает отец. Рене всего 16 лет. Как он может помочь матери? Не рискует стать профессиональным художником, зато поступает в подмастерья к знаменитому парижскому ювелиру. Параллельно проходит обучение в одной из художественных школ Парижа. Два года спустя отправляется за дополнительным образованием в лондонский колледж.

С 1881 года Рене начинает работать на себя. Он молод и независим. Заказчики отмечают не только его фантазию, но и скорость работы. В 1886 году мастерская Лалика выпускает прекрасные ювелирные украшения, которые в полной мере соответствуют модному стилю ар-нуво. В 1885 году Лалик открывает первый бутик на одной из центральных площадей Парижа. Второй появится уже через два года на улице Терезы, где ежедневно трудятся 30 постоянных работников. Именно на улице Терезы Лалик в 1893 году начинает экспериментировать со стеклом. До этого он уже использует разноцветные стеклянные вставки, но только в мелких ювелирных украшениях.

Флакон, созданный Марком Лаликом, сыном Рене, в 1948 году для парфюма L'Air Du Temps от Nina Ricci
Флакон, созданный Марком Лаликом, сыном Рене, в 1948 году для парфюма L'Air Du Temps от Nina Ricci

Самой знаменитой поклонницей работ Лалика в это время становится актриса Сара Бернар. Для нее он создает сценические украшения — роскошные ошейники, широкие браслеты, массивные серьги и диадемы. Она капризна, разборчива в предпочтениях и очень богата. Появляется на сцене «Одеона» в костюмах столь эксцентричных, что они могут идти только ей. Играет египетскую царицу и мальчика-подростка, легкую кокетку и откровенную даму. Среди поклонников — отец и сын Дюма, пресыщенный аристократ по фамилии Пруст, словом, лучшие. О Саре говорят во всех салонах. Рене Лалик встречает Сару в то время, когда уже отгремели ее первые российские гастроли, когда она тратит на капризы все больше и больше. В паре с Бернар Лалик становится настолько известен, что отныне в нем видят только художника, а не ремесленника. А ему нравятся скромный лунный камень или самоцветы... Он ценит естественную натуру камня. Жемчужины, вплетенные в шейные украшения Лалика, особенные — каждая с изгибом, не чета идеально ровным искусственно выращенным.

XIX век подходит к концу. Приближается тот день, когда Лалик выступит из когорты ювелиров и легко шагнет из истории искусства в мировую. Рядом с ним в тот момент окажется Франсуа Коти — талантливый заказчик, парижский парфюмер. Он из более чем ста ингредиентов смешает шипровый, стойкий, дурманящий аромат, который потребует особого отношения. В начале XX века духи еще продают в лавках, где на витрине можно увидеть десятки безликих баночек с этикетками. Имена ароматов часто написаны от руки. Фигурное стекло для парфюмированной воды могут позволить себе лишь аристократы и буржуа. Франсуа Коти рискует — заказывает Лалику особенные флаконы, в которых можно было бы продавать ароматы. Рене Лалику удается усовершенствовать технику стекольной обработки. Он создает флаконы невероятной красоты, которые теперь коллекционируют по всему свету. Позже он выполнит эскизы к флаконам аромата Bouquet de Faunes (Guerlain), Le Jade (Roger & Gallet) и многих, многих других.

В 20-е годы Лалик уходит от производства флаконов и украшений к интерьерному искусству — придумывает макеты ваз, стеклянных статуй, светильников. Агата Кристи восхищается поездами, а Лалик декорирует несколько вагонов того самого Восточного экспресса — в нем появляются особые розовые светильники и изящные стеклянные вставки в дверях ресторана. К 30-м годам компания Лалика столь разрослась, что понадобилось дополнительно брать на работу еще 600 человек. Основная мастерская, в которой ему всегда помогали четверо ювелиров, все так же располагалась в поместье Клерфонтен, в 24 милях от Парижа. Чтобы попасть на ступеньки парадного входа, вы и сейчас пройдете по аллее из еловых деревьев.

Близкие о Рене всегда говорили, что он любит природу, как ребенок. Ему до последних дней нравилось следить за тем, как солнечные лучи преломляются на крылышках стрекоз. Он постоянно делал зарисовки в одном из блокнотов. Неудивительно, что новое искусство фотографии завораживало Рене. С его помощью можно было ловко поймать в объектив и связанные между собой травинки, и пчелу, припавшую к цветку, и бабочку в полете... В своих работах Лалик, как одержимый фотограф, тяготел к точности. Его знаменитая брошь-орхидея даже вблизи более совершенна, чем живой цветок. Взаправду кажется, что когда музейный смотритель вечером выключит свет, она пугливо свернет свои лепестки.

Лалик ушел из жизни в первые майские дни победного 1945-ого года. Фамильный «хрупкий» бизнес перешел к старшему сыну Марку. Все ключевые решения принимала внучка Рене Мари-Клод, затем ее сменил один из наследников другой ветви. Бренд Lalique постепенно покинул нишу фантазийных украшений. Теперь предлагает серьги изысканного «капельного» дизайна. Интересней вещи интерьерные — напольные вазы из редкого цветного стекла. У краешков одной в тесном объятии прячутся нимфы, другая вылита из уникального черного стекла.

Фото: Abaca/Photas, fotoimedia/Photas, lalique.com

11