Задача на внимание

Один мой знакомый дизайнер очень точно объясняет, чем мужская мода отличается от женской. Для мужчины это способ понравиться себе, для женщины — понравиться окружающим. У наших дам, впрочем, цели более фундаментальные — надо сначала сделать так, чтобы окружающие просто заметили. И это желание часто ведет к очевидным ошибкам...

Один мой знакомый дизайнер очень точно объясняет, чем мужская мода отличается от женской. Для мужчины это способ понравиться себе, для женщины — понравиться окружающим. У наших дам, впрочем, цели более фундаментальные — надо сначала сделать так, чтобы окружающие просто заметили. И это желание часто ведет к очевидным ошибкам, когда леди за один месяц меняет несколько образов в диапазоне от африканской канарейки до сибирской вороны. Но по законам маркетинга, которые давно усвоили особенно живучие звезды, вечные эксперименты ведут к плачевным результатам. Гораздо перспективнее придумать свой собственный фирменный акцент и превратить его в бренд имени себя.

Этот акцент может быть каким угодно: едва слышным или заметным издалека, нарочито-комичным или подчеркнуто-элегантным. Главное, понять, что вы сможете вынести, а что — нет (ну и плюс куда все это вынесет лично вас). И здесь в помощь обширный каталог с достижениями и провалами публичных персон. Впрочем, то, что на первый взгляд считается провалом, на деле таковым не является.

Яркий пример — голова жены Никиты Михалкова Татьяны, украшенная вечно падающим на левое ухо бархатным бантом. Интернет-комментаторы уже который год рвут милую Татьяну в клочья: смеются, негодуют, унижают — а бант и ныне там! Я, когда был гораздо наивнее, тоже недоумевал: как у человека, считающего себя причастным к современной моде, не нашлось ни одного знакомого, готового сбить вражеский аксессуар со светлой головы? С тех пор я не раз убеждался в подлинном величии этой задумки, которая сразу же сообщает окружающим несколько важных фактов о Татьяне Михалковой. Во-первых, ее в самые короткие сроки можно найти на любом мероприятии, во-вторых, даже если вы забыли ее лицо, лицо с бантом вы точно не забудете, в-третьих — и это самое важное! — ей плевать, что вы об этом думаете. Всем женщинам мира Татьяна показывает, как надо реагировать на глупые комментарии в Интернете (на работе/у подъезда) — с искренней пуленепробиваемой улыбкой на лице, которая, кстати, тоже стала фирменным знаком этой дамы.

Или вот еще один пример из великих цирковых. Любимая блогерами-хохотунами жена президента Камеруна Шанталь Бийя и ее огромная огненная прическа, веселая пьяная Хиросима на голове. Если уж сам Камерун и не возвышается над другими странами, то пусть над главами этих стран возвысится первая леди Камеруна. Причем на лице у нее всегда читается такое невыносимое для русских широт счастье, что кажется, это с нами что-то не так, а не с ней.

Прическа Бийя даже не совсем прическа — из-за силы эксцентрики это скорее шляпка. Южный вариант творений Филиппа Трейси, которые сделала своей визитной карточкой еще одна общепризнанная специалистка по фирменным акцентам — английская модная муза Изабелла Блоу:

Пример со шляпками русским более понятен — у нас шляпки разной степени эксцентричности пропагандировали и Клара Лучко, и Инна Чурикова, и Рената Литвинова.

Но чем моднее вы хотите стать, тем страннее должен быть ваш выбор (все очевидные варианты уже разобраны). Особенно, если на лицо и ножки рассчитывать не приходится. Вспомните хотя бы великую Сюзи Менкес — одного из самых авторитетных модных журналистов в мире. Тучная, приземистая дама в летах (Кейт Мосс за кулисами показов называет ее «тетушкой») выглядела бы как провинциальная учительница, которую для съемок в программе про преображение местный Лисовец заставил нарядиться в очень сложное и модное Kenzo, если бы не придумала оригинальный и отвлекающий эффект. Умная Сюзи не выходит в люди без укладки в стиле «Помпадур» (эдакого гибрида чуба Элвиса и страусиного яйца из волос). Причем этот самый «Помпадур» Менкес выбрала не просто ради эпатажа, а как дань своей любви к Франции (на которую она поменяла родную Англию много лет назад).

Бывает, иные дамы так хотят выделиться, что прибегают к помощи сразу нескольких сильных акцентов. Этот случай самый опасный — на тысячу фриков-неудачниц приходится лишь парочка гениев. Например, главная фэшн-покойница года Анна Пьяджи, придумок которой хватило бы на армию поп-звезд (только в районе головы три громогласных спецэффекта: сумасшедшая шляпка, голубая прядь волос и белила-румяна на лице):

Или все еще живая 91-летняя Айрис Эпфель — блестящий декоратор и модная муза (ее гардеробу посвятили отдельную выставку в музее Метрополитен в Нью-Йорке). Фирменный стиль Эпфель — гипертрофированные (клоунские) очки плюс крупные, массивные украшения на шее:

Впрочем, все эти персонажи пользуются нарочито громкими, цирковыми приемами, придуманными скорее для прессы, и уж точно не для простой русской жизни. Их нужно воспринимать как примеры женского бесстрашия. И помнить, что теория фирменного акцента легко применима и к обычной леди, которую фотографируют только если она попросит и только на мобильный телефон (исключение — чужие свадьбы/экскурсия к пирамидам в Египте).

Просто, перед тем как обычная леди решит начесать себе свой личный «Помпадур», ей нужно ответить на несколько важных вопросов.

Во-первых, определиться, будет ли акцент нейтральным, надуманным, или его цель в обыгрывании конкретных достоинств/недостатков? В случае с нейтральным акцентом сработает любая мишура: бусы, брошки, кольца, шарфы-платки. Винтаж, опять же. Все, что не слишком близко к лицу. С достоинствами все тоже более-менее понятно: длинноногим — мини-юбки, пышногрудым — декольте. Но интереснее всего генерировать спецэффекты вокруг своих слабых мест. К примеру, картавая женщина, жутко комплексующая по поводу своей картавости, может побороть себя и накрасить губы яркой помадой. То есть усилить свой комплекс настолько, что он из унылого недостатка превратится в нечто весьма соблазнительное.

Кстати, некоторые акценты работают на более универсальном уровне. Вспомните очки с прозрачными стеклами, которые когда-то помогли Ксении Собчак поменять имидж склочной и ветреной богатой девицы на образ умницы-телеведущей, которой «не все равно».

Меня подобные очки тоже много раз выручали — когда я брил голову и лицо становилось слишком рассыпчато-белым, темная оправа придавала ему четкости и солидности (без налета лысой уголовщины).

Но вернемся к вопросам. Второй — где выгоднее всего разместить акцент? Звездные примеры диктуют: работать надо вокруг лица, максимум, шеи. На это люди обращают внимание первым делом. Конечно, у некоторых дам есть в запасе акценты, которые расставила природа (грудь/попа/ноги), но иногда усиливать их бессмысленно — себе дороже будет.

Третий вопрос: что будет играть роль акцента? Это может быть аксессуар — от брошек, которые, к примеру, обожала Маргарет Тэтчер до знаменитой нитки жемчуга, которую куда только не вплетала себе Валентина Толкунова.

Или цвет — вспомните культового главного редактора американского Vogue Диану Вриланд и ее взаимную любовь к красному цвету. Даже леопардовый принт и (ох, никогда не думал, что это скажу!) бабочки из стразов на карманах джинсов могут быть вашим фирменным акцентом. Даже если вкус (как продолжение ума) не сработал, носите все это с королевской гордостью.

И напоследок щепотка жуткой правды. О необходимости акцента может забыть только очень красивая женщина, которая нескоро постареет. Таких, кто бы что ни думал, в мире мало. Остальным же нужно бороться за свое право на внимание. В этом, кстати, нет ничего шовинистского, потому что я имею в виду не конкретно мужское внимание, а общее, человеческое — как голоса на выборах. Посмотрите, как за это внимание борются леди-бренды, которые у всех на виду, и я уверен, вы сможете стать таким же брендом в рамках своего узкого круга.

Фото: REX/FOTODOM.RU, Legion-Media.ru, Starface.ru