Кто придумал растворимый кофе

Несмотря на то что растворимый кофе — лишь подобие настоящего, все-таки он отвечает стилю и ритму современной жизни

Несмотря на то что растворимый кофе — лишь подобие настоящего, все-таки он отвечает стилю и ритму современной жизни. И даже не передавая все оттенки кофейного вкуса и аромата, он делает для современного человека гораздо больше — экономит время.

Отцы-изобретатели

Как говорится, одна голова — хорошо, а две — лучше. В истории возникновения растворимого кофе замешаны сразу несколько человек, которые в разные годы и в разных странах упорно и целенаправленно трудились на благо этого продукта.

Первый образчик напитка был создан в 1901 году в Чикаго японским ученым Сатори Като (Satori Kato), который применил изобретенную им технологию растворимого чая для кофе. Затем свою лепту в процесс «становления» продукта внес английский химик Джордж Констант Вашингтон (George Constant Washington) из Гватемалы. В 1906 году он создал первый растворимый кофе, пригодный для массового производства, а уже в 1909 году наладил коммерческий выпуск растворимого кофе под маркой Red E Coffee (каламбур, созвучно с ready coffee — «готовый кофе»). В рекламе Вашингтон заявлял об удобстве приготовления (made in the cup at the table — «сделано в чашке на столе»), современности, чистоте и даже пользе для пищеварения.

Во времена Первой мировой войны растворимый кофе пережил настоящий триумф: он был включен в боевой паек американских солдат. Растворимый кофе давал бойцам дополнительный импульс на поле боя. В одной из энциклопедий кофе приводится даже отрывок письма американского солдата с фронта: «Я счастлив, несмотря на крыс, дождь, грязь, грохот орудий и снарядов… Ведь нужна всего минута, чтобы приготовить George Washington Coffee… Каждую ночь я молюсь о здоровье и благополучии мистера Вашингтона». Вторая мировая война для американских солдат опять не обошлась без растворимого кофе, но на этот раз кофе Джорджа Вашингтона «подвинули» другие бренды, появившиеся в межвоенный период.

Первое время реклама растворимого кофе сопровождалась подробной инструкцией по приготовлению
Первое время реклама растворимого кофе сопровождалась подробной инструкцией по приготовлению

Толчком к развитию индустрии кофе послужил… глобальный экономический кризис 30-х годов. В это время правительство Бразилии оказалось перед вопросом: как сохранить про запас излишки урожая кофе, спрос на который резко упал. Институт кофе Бразилии (Brazilian Coffee Institute) обратился к швейцарской компании Nestlе за помощью. Решением проблемы занялся химик Макс Моргенталер (Max Morgenthaler), который усовершенствовал технологию производства растворимого кофе. В 1938 году новый растворимый кофе под маркой Nescafe был представлен на суд общественности. Сам Моргенталер отнесся к своему творению скептически и даже расценивал его как полную неудачу, однако дегустаторы сошлись во мнении, что новый кофе по вкусу и аромату серьезно превосходит George Washington Coffee. Именно поэтому многие считают, что первой в производстве растворимого кофе была швейцарская компания. Но Nestlе не приписывает себе чужих открытий, здесь всегда подчеркивают: «Не мы изобрели растворимый кофе, но мы довели его до ума».

Даже в 1947 ассортимент растворимого кофе был внушительным
Даже в 1947 ассортимент растворимого кофе был внушительным

Безотходное производство

Вряд ли любителям растворимого кофе интересны все технологические тонкости его производства. Процесс этот долгий и непростой, достаточно сказать, что кофе на этапе от зерна до экстракта проходит более 20 стадий химической обработки. Гораздо интереснее знать, из каких именно зерен он готовится. На этикетках упаковок нередки заверения о том, что для растворимого кофе были использованы исключительно кофейные зерна сорта арабика.

Однако для растворимого кофе, как правило, используются кофейные зерна сорта робуста, которые на порядок дешевле арабики, ими специально засеивают гораздо большие площади. Кроме того в кофейных зернах робуста велико содержание кофеина, что немаловажно для производства растворимого напитка.

Не секрет, что для мгновенного кофе подходит и «некондиция» — любые зерна — бракованные, «некрасивые» и подпорченные вредителями. Кроме того, некоторые производители для разнообразия добавляют в кофейную массу измельченный цикорий, ячмень и даже порошок из желудей. По самым пессимистичным оценкам, в растворимом кофе доля натурального кофе составляет всего 15—20%.

Виды растворимого кофе

Порошковый. Это самый распространенный и доступный растворимый кофе. Его готовят методом сушки-распыления: обжаренные и измельченные в порошок зерна обрабатывают под давлением струей горячей воды. Затем полученный настой тщательно фильтруют, и экстракт распыляют в специальных камерах. На лету капельки кофейного экстракта сворачиваются и высыхают, превращаясь в порошок. Порошковый растворимый кофе нередко используется в кулинарии — для приготовления коктейлей и десертов.

Гранулированный. Производится практически так же, как и порошковый. Лишь на завершающей стадии порошок сбивают паром в маленькие гранулы (комочки). Для придания им ярко выраженного кофейного запаха в гранулированный кофе добавляют кофейное масло или ароматизаторы.

Сублимированный. Кофе в виде небольших кристаллов с четкими гранями считается более дорогим и элитным. Сублимация — это высушивание замороженных продуктов в вакууме (поэтому иногда такой кофе называют вымороженным). Этот способ (он был открыт в 1965 году) позволяет получать продукт, который по своим качествам (вкусу, цвету, запаху) наиболее близок к натуральному. Это лучший растворимый кофе из всех возможных.

Жидкий. В 2008 году компания Tchibo впервые представила этот новый вид растворимого кофе. Для полноценной чашки кофе требуется 1—2 чайные ложки жидкого экстракта.

Фото: Photocuisine/Fotolink, Legion-Media.ru, Global Look Press