«До чего же наш мир богат ощущениями, которые мы получаем через органы чувств! Летом нас может выманить из постели сладкий аромат воздуха, льющегося в окно спальни. Солнце рисует муаровые разводы на тюлевых занавесках, и кажется, будто они трепещут от потоков света.
Зимой порою слышишь, как птичка кардинал громко стучит в окно спальни, кидаясь на свое отражение, и хозяйка дома даже спросонок понимает, что это за звук. Она идет на кухню и варит ароматный, чуть горчащий кофе», — такими словами Диана Акерман, бакалавр искусств и доктор философии начинает свою книгу «Всеобщая история чувств» (изд. «Колибри»).
Она посвятила целую книгу исследованию ощущений (зрению, вкусу, слуху, обонянию и осязанию), потому что считает: физические ощущения возводят своего рода мосты не только между странами и культурами, но и между разными историческими эпохами.
Предлагаем узнать подробнее о том, как чувствуют люди всех времен и народов.
Обоняние
Мы чувствуем запахи непрерывно. «Закройте глаза — и перестанете видеть, заткните уши — и перестанете слышать, но если вы заткнете нос и попытаетесь перестать нюхать — умрете», — обращает внимание Диана Акерман.
Мы меняем запахи. «Мы вдыхаем воздух, и он, какое-то время находясь в нашем теле, как будто бы томится там на медленном огне. И выходит при выдохе из нашего тела уже измененным», — пишет ученая. Люди непрерывно меняют запахи в процессе дыхания.
Запахи сложно описать словами. Запахи многогранны и разнообразны: человек способен различить более 10 000 видов, память просто не сможет соотнести каждый с конкретным словом. Тем более бывает сложно подобрать слово, чтобы описать кому-то запах, который человек никогда не ощущал.
Наверное, именно потому запахи и оставляют о себе глубокое впечатление, потому что их так сложно называть. Кроме того, они еще пробуждают воспоминания и дремлющие чувства, радуют, балуют, вводят в искушение и предупреждают об опасности.
Осязание
Кожа отделяет человека от внешнего мира. «Мы пребываем у нее в заточении, но в то же время она дает нам индивидуальный облик, защищает от вторжений извне, охлаждает или согревает при необходимости, вырабатывает витамин D, удерживает телесные жидкости. Еще чудеснее то, что она может сама себя восстанавливать и постоянно обновляется», — пишет Диана Акерман.
Кроме того, кожа — самый большой орган человеческого тела и главный орган сексуального влечения.
Мы используем много осязательных метафор в речи. Их можно найти в любом языке: «мягкое сердце», «колкий взгляд», «твердое обещание», «жесткая вода». «То, что нас волнует, мы называем трогательным. Вопросы могут быть жгучими, щекотливыми или требующими деликатности», — подсказывает автор.
Осязание — самое непосредственное из всех чувств. «Если в ваше плечо всадил когти саблезубый тигр, на это нужно реагировать немедленно. Каждое возникшее тактильное ощущение или изменение ощущения (например, когда нежное прикосновение сменяется укусом) пробуждает в мозгу бурную активность».
Прикасаясь к чему-либо, человек запускает сложную цепь реакций, которые обрабатываются мозгом и вызывают немедленную реакцию.
Вкус
Вкус — чувство наиболее общественное. «Люди не очень-то любят обедать в одиночку, и пища является важным социализирующим компонентом».
За столом ведут переговоры, заключают сделки, празднуют дни рождения. Еда — непременный атрибут множества религиозных и мистических ритуалов.
Вкус улавливается труднее запаха. «Чтобы ощутить вкус вишневого пирога, требуется в 25 тысяч раз больше молекул, нежели для того, чтобы почуять его запах. Простуда, подавляя обоняние, снижает и остроту вкуса».
Еда — не только вкус, но и новые ощущения. Неправильно приготовленная фугу может убить. Жгучий перец не то чтобы вкусен, но заставит испытать полную гамму чувств и вызовет слезы. Морковью можно весело хрустеть, раздражая окружающих.
Слух
Низкие частоты люди воспринимают слабо. Вообще, в юности человек способен улавливать широчайший диапазон звуков — почти десять октав. С возрастом этот диапазон уменьшается.
«Низкие частоты люди воспринимают неважно, и это благо: в противном случае внутренние звуки тела оглушали бы нас точно так же, как рев водопада».
Можно понимать звуки, не зная языка. «Хныканье, плач, вопль, радость, воркование, вдохи и прочие возгласы, крики и призывы мы понимаем инстинктивно».
Зрение
Люди видят разные цвета. «В среднем человек различает 150—200 цветов. Но люди видят не одинаковые цвета — особенно те из нас, у кого нарушено или отсутствует цветное зрение, — а таких много (в основном среди мужчин). Голубой корабль может выглядеть по-разному, если смотреть на него с разных берегов реки, а также в зависимости от ландшафта, облачности и других обстоятельств».
К счастью, в основном мы умудряемся договориться, что же считать красным, зеленым или синим.
Свет помогает видеть и исцеляет. Человеку нужно совсем немного света, чтобы видеть: достаточно свечи, горящей на расстоянии более 15 километров. А вот чтобы чувствовать себя хорошо, света требуется больше.
«Светотерапию используют при лечении псориаза, шизофрении, сезонной депрессии».