Давать или не давать детям деньги в качестве награды за сделанные уроки или помощь по хозяйству? Одни считают, что давать надо, ведь это поможет научить их правильно обращаться с деньгами. Другие категорически против, говоря, что, привыкнув к деньгам, ребенок уже никогда и ничего не сделает бескорыстно.
Как поступать в этой ситуации правильно?
Секреты мотивации
То, что заставляет человека выполнять определенные действия, психологи называют мотивацией. Если задуматься, то все мотивации сводятся к двум основным: страх и любовь. У детей — как, впрочем, и у взрослых — есть любимые занятия, которые они делают с интересом, удовольствием и энтузиазмом. И есть работа, которую заставить выполнить можно только из-под палки.
И секрет как раз заключается в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка в работе, которую он делать не хочет, сделать так, чтобы ему нравился и процесс, и результат. Если ребенок боится, что его накажут или лишат чего-то приятного, то это тоже очень даже вдохновит его на подвиги. Но вряд ли он в таком случае полюбит процесс.
Допустим, вы спите и видите, как ваше чадо поглощает книжки одну за другой, умнея не по дням, а по часам. А на деле его не заставишь читать ни за какие коврижки.
Однако такие «коврижки» все-таки есть. Не действуют увещевания и разговоры на тему «как хорошо уметь читать»? Смените стимул на материальный — билеты в кино, новые коньки, возможность лишний час поиграть в компьютерную игру. Или же просто деньги, которые ребенок потратит самостоятельно.
Почему бы и нет?
Деньги — это распространенный способ поощрения. Правда, тут есть свои особенности и подводные камни. Но если их учесть, то опасаться за то, что ребенок и пальцем не шевельнет «за бесплатно», вам не придется.
1. Возраст ребенка. У дошкольника потребность в личных деньгах еще очень невелика. Пока все покупают родители. Поэтому для него деньги — еще не слишком сильный стимул. Младшему школьнику деньги нужны больше: уже можно купить игрушку или что-то вкусное в школьной столовой. Подростку карманные деньги просто необходимы. Он чувствует себя уже почти взрослым и самостоятельным, деньги нужны для подкрепления этой взрослости, для собственных трат. В каких-то случаях, возможно, потребуется просто дать карманные деньги, в других — предложить заработать.
2. Реальные потребности ребенка. Важно, чтобы ребенок понимал связь между «хочу», «могу» и «надо». С одной стороны, денег должно хватать на небольшие, но значимые для ребенка покупки (игры, фильмы). С другой — ребенок должен понимать разницу между необходимостью и излишествами.
3. Сумма, которую получит ребенок. Об этом лучше договориться «на берегу» — то есть четко обговорить, сколько денег и за что именно вы дадите ему в качестве вознаграждения. Договорившись, не торгуйтесь и не хитрите, а честно выполняйте уговор.
4. Моральное удовлетворение. Научите ребенка получать еще и моральное удовлетворение от хорошо сделанной работы. Отдавая ему честно заслуженные деньги, обязательно похвалите его. Например, если вы хотите приучить ребенка чистить обувь с вечера, утром обратите внимание на то, как приятно надевать чистые ботинки, а главное, не нужно тратить на это время с утра, когда его и так мало.
5. Свобода выбора. Поинтересуйтесь, на что ребенок собирается потратить деньги. Внимательно его выслушайте и очень деликатно поделитесь своим мнением на этот счет. Но никогда не навязывайте ему своих решений и не диктуйте, как распоряжаться деньгами.
Подводные камни
1. Многих родителей пугает, что если оплачивать помощь ребенка по дому, он в дальнейшем откажется вообще помогать родителям. Такие опасения не лишены оснований. В идеале — с самого раннего детства нужно воспитывать ребенка так, чтобы помощь близким людям была его естественной потребностью. Но нужно понимать, что без материальных стимулов тут все равно не обойтись.
2. В некоторых семьях не всегда есть финансовая возможность давать деньги. И это надо суметь детям объяснять. Но небольшие суммы может выделить даже самая небогатая семья.
3. Ваш подарок-поощрение может не понравиться: даже если такая вещь была предметом мечтаний вчера, сегодня она могла уже разонравиться. А вещи, купленные для себя на свои сбережения, дети ценят гораздо больше. Ведь это их самостоятельный, осознанный выбор.
4. Младшие школьники могут накупить всякой чепухи. Но, во-первых, это не так уж страшно — ребенок учится обращаться с финансами, это его первый опыт; во-вторых, можно тактично и доброжелательно объяснить, что стоит покупать, а что не стоит, оставив при этом право выбора за ребенком. Малыши это мнение учитывают в дальнейшем.
5. Нельзя поощрять ребенка за то, чтобы он что-то не делал: например, обещать ему вознаграждение, если он не будет играть в шумные игры, потому что у вас болит голова. В этом случае ребенок усваивает неверный шаблон поведения и делает вывод, что если он будет шуметь, то его вознаградят. А если посидит тихо — не получит ничего.
Ребенок и деньги — вопрос большой и сложный. Платить или не платить ему за хорошие оценки или помощь по дому — каждый решает сам.
Однако никогда нельзя забывать и о других способах поощрения — доброй улыбке, ласковом прикосновении, совместных играх и творчестве, о доверительных разговорах по душам, ведь все это для ребенка имеет куда большее значение, чем любые деньги.
Фото: PicturePress/Fotolink