Дефиле по - советски

«В СССР каждый труд почётен!» - этот, знакомый каждому советскому человеку, лозунг был сугубо декларативен, ибо в стране победившего социализма, как и в любом обществе, существовала иерархия профессий.

 «В СССР каждый труд почётен!» - этот, знакомый каждому советскому человеку, лозунг был сугубо декларативен, ибо в стране победившего социализма, как и в любом обществе, существовала иерархия профессий. Наверху «располагались» дипломаты, научные сотрудники, военные, и, разумеется, партийно - комсомольские бонзы.

Рабочий класс, объявленный «гегемоном» всех прошлых и будущих революций, увы, не являлся таковым - в СССР даже существовала циничная расшифровка аббревиатуры «ПТУ» - помоги тупому устроиться. Самым распространённым способом профессиональной самореализации считалась учёба в техническом ВУЗе с последующим распределением на профильное предприятие. В конце 1970-х гг. так и шутили: «Кинь камень - в инженера попадёшь». Профессии негласно делились на важные и второстепенные, на престижные и не престижные.

На этом фоне профессия манекенщицы выглядела, как нечто совершенно чуждое и (как считали многие!) даже мало приличное. Девушка с обложки модного журнала своей принадлежностью к миру моды, к так называемой «красивой жизни», не вписывалась в образ идеальной советской девушки.

Манекенщицы приравнивались к разнорабочим самого последнего разряда и получали одну из самых низких в стране зарплат.

Более того, эта профессия служила постоянной мишенью для сатиры. Помните эпизод из «Бриллиантовой руки», где герой Андрея Миронова вместе с красивыми девушками дефилирует по подиуму? Считалось, что именно манекенщицы с их «пониженным чувством социальной ответственности»  могут быть верными подружками воров и казнокрадов.

Но самым несправедливым было, пожалуй, то, что имён девушек, ходивших по подиуму и снимавшихся для журналов мод, не знал практически никто - они лишались даже права на известность.

О советских манекенщицах вдруг вспомнили в разгар Перестройки, а в 1990-е гг. о них стали снимать фильмы, писать статьи, а историк моды А.Васильев в своей книге «Русская мода» скрупулёзно указал все фамилии юношей и девушек, демонстрировавших одежду в 1940 - 1980-е гг.

Судьбы советских манекенщиц сложились по-разному - одни из них стали жёнами признанных мэтров, другие - влачат жалкое существование типичных пенсионерок, третьи...

...В ноябре 1987 года легендарная манекенщица 1960-х - Регина Збарская покончила с собой. Ей было всего 51 год. А начиналось всё, как в сказке о Золушке.

Семнадцатилетней девочкой, после окончания школы, Регина Колесникова приехала из Вологды покорять Москву. Целью красивой девушки был (разумеется!) ВГИК, однако, знакомство с модельером Верой Араловой, привело Регину на подиум.

Регина, статная брюнетка, похожая на итальянскую кино - диву, быстро заболела «звёздной болезнью» - она сделалась высокомерной и постоянно выражала мало скрываемое презрение к девушкам - коллегам.

Она считала себя королевой, и, в общем-то, небезосновательно. Регина, как никто, умела подать демонстрируемое платье, а кривоватые ноги ставила таким образом, что это совсем не бросалось в глаза. В западной прессе её восторженно именовали «советской Софи Лорен». Кроме того, Регина слыла умницей и постоянно вращалась в кругу столичной богемы.

В конце концов, королева подиума нашла своего короля. Им оказался диссидентствующий художник Лев Збарский, чей отец - известный учёный Борис Збарский - в своё время бальзамировал труп Ленина.

Регина, как все женщины, мечтала о материнстве, однако, Збарский был категорически против обзаведения потомством - королева подиума была по совместительству его Музой, а разве музы бывают беременными?!

...После аборта Регина впервые попробовала антидепрессанты, однако, пережитая боль, как ни странно, лишь способствовала её карьере. Именно в те годы Збарская стала работать с молодым кутюрье Вячеславом Зайцевым.

Как бы там ни было, но Лев Збарский всё равно бросил Регину - художники так непостоянны! Впрочем, блудный сын советского учёного, в конце - концов, изменил не только жене, но и Родине - в середине 1970-х Збарский уехал за границу, что в те времена считалось едва ли не преступлением.

А что же Регина? Она больше не могла работать на показах, потому что антидепрессанты, доза которых всё увеличивалась, влияли на твердость походки. Её старый друг - Зайцев устроил Регину уборщицей к себе в Дом моды, хотя и понимал, что это не спасёт женщину. Быть уборщицей бывшая королева подиума так и не смогла.

Жизнь самой стильной женщины Москвы, дивы, музы трагически оборвалась холодной осенью 1987 года.

...Татьяна Соловьева пришла устраиваться на работу с одной варежкой в руке. Белокурая худенькая девушка просто увидела объявление на дверях: «Требуются манекенщицы», ну и решила попробовать. Соловьёва, не в пример, многим своим коллегам, имела высшее образование, за что и получила смешное прозвище «институточка». А вот Вячеслав Зайцев называл её Боттичеллиевской девушкой.

Её жизнь сложится вполне успешно - замужество с Никитой Михалковым, рождение детей, светская жизнь... В 1997 году Татьяна создала и возглавила в Благотворительный фонд «Русский силуэт», учрежденный с целью поддержки российских дизайнеров и отечественных производителей модной одежды.

Татьяна Чапыгина, одна из самых красивых манекенщиц 1970-х, по её словам, никогда не мечтала о карьере «демонстратора одежды». После школы она получила профессию медработника и скромно трудилась в санэпидемстанции. В Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту Чапыгина попала только в возрасте 23 лет.

На работу её принимал сам Вячеслав Зайцев, а уже спустя два года девушка первый раз оказалась за границей, в ГДР. Потом были Америка, Мексика, Япония.

Если Вы откроете любой советский журнал мод 1970-х, то непременно увидите строгое и, вместе с тем, невероятно доброе, спокойное лицо Татьяны Чапыгиной.

Когда Татьяне исполнилось 35 лет, она встретила человека, который стал ей дороже любой карьеры...

Многие из тех, «кому за 30», помнят фантастический кино-хит 80-х - «Через тернии к звёздам», но мало, кто знает, что роль инопланетянки Нийи сыграла манекенщица Елена Метёлкина.

Не имея никакого киноопыта, девушка прекрасно справилась с ролью. Для того чтобы превратиться в Нийю, девушке пришлось расстаться с...волосами - Нийя носила на выбритой голове странный паричок.

Работа Метёлкиной была высоко отмечена профессионалами - в 1982 году, на международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте манекенщица была награждена специальным призом жюри «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль.

Четыре года спустя Елена снялась в детской фантастической ленте «Гостья из будущего», где сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль женщины из будущего - Полины.

В настоящее время Метелкина работает консультантом в салоне-магазине.

Говорят, что когда Зайцев увидел Румию, он воскликнул: «Богиня! Немедленно взять!» Румия представляла весьма актуальный в 1970-е годы образ - «женщина Будущего», такая холодная, загадочно - мистичная красавица из фантазий Ивана Ефремова.

Фотографии Румии постоянно появлялись на обложках «Журнала мод». Она показывала, в основном, вечерние, праздничные туалеты, так как повседневные костюмы ей совершенно не шли.

В начале 1990-х Румия организовала собственное модельное агентство, одно время была даже кандидатом в депутаты Московской Думы. В настоящее время Румия занимается организацией концертов, презентаций, выставок.

Милу Романовскую всё чаще вспоминают, благодаря двум фактам из её биографии - негласному соперничеству с Региной Збарской и «побегу» в Англию.

Романовская, скуластая блондинка, считалась за границей «воплощенной славянской красавицей», этакой берёзонькой. Она срывала аплодисменты, когда выходила на подиум в платье «Россия».

Платье «Россия» изначально шилось на Збарскую - в нем Регина была похожа византийскую принцессу, роскошную и высокомерную. Но когда «Россию» примерила Романовская, художники решили, что это более точное попадание в образ России. Кроме того, в отличие от капризной Регины, Мила была сговорчивой и спокойной - она выдерживала многочасовые примерки.

Однако в конечном итоге, именно «тихоня»  Романовская смекнула, что в СССР с её уникальной красотой делать попросту нечего и поспешила эмигрировать в «цивилизованную» капстрану.

Сейчас, когда профессия манекенщицы сделалась весьма актуальной, остро модной и желанной, юным девушкам странно, что в те далёкие годы считалось едва ли не позором жениться на манекенщицах. Говорят, что даже сам Никита Михалков только в начале 1990-х прилюдно признался, что его Таня вовсе не переводчица...