Один мой друг вдруг обнаружил, что в 37 лет его вес перевалил за центнер. Весы показали ему цифру 102. Честно говоря, я не удивилась. Все к тому шло: и картошка с мясом на ночь, и столь любимый салат оливье... А когда я бывала у него в гостях и просила дать мне «ну может быть, где-нибудь завалявшийся по случаю много лет назад помидорчик», то слышала отказ в твердой форме. За свежие продукты в его холодильнике отвечал только лимон, и тот попадал в моего друга исключительно в компании сахара.
Давайте, раз уж речь сегодня не обо мне, для удобства назовем моего друга Сергеем (хотя, конечно, никакой он не Сергей, но своих я не сдаю). Так вот, недавно Сергей купил весы. Кто его знает, зачем. По моему скромному мнению, человеку без овощей в холодильнике весы покупать не интересно – он и так положил прибор на свои здоровье и вес. Но Сергей решил поинтересоваться и был за любопытство справедливо наказан неумолимой цифрой 102. Это он мне уже потом рассказал. А сначала я пришла к нему в гости и обнаружила… нет, не помидор в холодильнике. А на этом самом холодильнике таблицу раздельного питания. Таблица гласила, что картошку с мясом есть нельзя, а салат оливье так и вовсе умудряется сочетать максимально несочетаемое. Поразглядывав таблицу, я подумала: «Ого!». А потом еще раз подумала: «Ого!» И только собиралась подумать «Ого!» в третий раз, как Сергей объявил, что жизнь его впредь будет иной. Рассказал историю про весы. Сообщил, что его кропотливые исследования темы похудания в интернете привели его именно к этой таблице. И спросил, не хочу ли я доесть мясо с картошкой, потому что он теперь их не ест, а выбрасывать вроде как жалко.
Спасибо Сереге, спас мою жизнь часа на полтора – если смех в этом плане действительно работает. Пришлось объяснить, что раздельное питание – не диета, и выбрасывать ничего не надо. Главное – не смешивать. И что организму в таком режиме хоть и будет легче переваривать еду, но калорий в этой еде меньше не станет. Просто будет не так вкусно. Ну и порции съедаемого за раз уменьшатся. Потому что выглядит ничем не прикрытая с тыла гора мяса на тарелке странно и жевать его без гарнира – тоже удовольствие на любителя. Так что придется заводить дома овощи – только с ними можно все.
С тех пор инспектировать холодильник моего друга мне не приходилось. Но я уверена, что если там и появятся помидоры, то очень ненадолго. Потому что для того, чтобы исправлять пищевые привычки, выработанные за 37 лет, – нужна очень сильная мотивация. И весы в этом деле – помощник сомнительный. Ну и вообще с этими привычками лучше разбираться на этапе их формирования, то есть в детстве.
У меня детей нет, поэтому судить я могу только по чужим цветам жизни. Например, одна моя подруга кормит своего 7-летнего сына макаронами и сосисками, потому что «он только их и ест». Вторая подруга, устав бороться с капризами своей плоти и крови в виде сына 8-ми лет, к жирной котлете на гарнир вываливает полпачки чипсов. И я их понимаю. Только при мне уговоры, угрозы, танцы с бубном и обещания «пока не съешь салат и суп, из-за стола не встанешь и больше никогда никакой другой еды не получишь» исполнялись сотни раз. Абсолютно безрезультатно. Точнее, с тратой совершенно не казенных времени и нервов. Казенные же тратить никто и не собирался – как продавались в школьных столовых сосиски в тесте, так и продаются. И по-прежнему пользуются бешеной популярностью, о которой кабачкам и прочим яблокам – только мечтать.
Думаете, выхода нет? И если вам достался ребенок, который не отказывается от овощного рагу, вам просто повезло? А вот в Италии думают по-другому. Там придумали курс детской гастрономической сенсорики. На котором в форме игры детей учат прислушиваться ко всем своим чувствам к овощам и фруктам. Отличать наощупь кабачок от баклажана. На запах определять огурец и петрушку. По звуку угадывать, как хрустят морковка и яблоко. Знакомиться с тонкостями вкуса разных видов паприки. И своими глазами видеть, насколько разными бывают капусты. Оказывается, это работает. Причем не только в Италии. Если после такого урока предложить детям самые обычные сырые овощи – через 10 минут тарелка остается пустой. Потому что это уже не унылая еда, серьезно проигрывающая глютамату натрия в чипсах, рекламу которых все время крутят по телевизору. Овощи становятся героями! И есть их в этом виде вдруг оказывается даже интересно.
Вам приходилось жалеть о чем-то, чего не было в вашем детстве? О чем-то таком простом и понятном, что, когда сквозь пот, кровь и слезы додумываешься до этого во взрослом состоянии, становится мучительно больно за простоту и очевидность какой-нибудь истины. Например, о том, что надо любить себя. Или о том, что есть сосиски можно и даже вкусно, но при этом лучше не думать, какой состав гадости попадает в твое тело. И о том, что это тело вообще-то – твое. И с ним бы лучше повежливей, пообходительней и понежней. Потому что в 37 оно вдруг перестает быть чем-то само собой разумеющимся, а становится хранителем одышки и при погружении на весы показывает результат 102. Вам удалось избежать мыслей о том, что наши родители могли бы воспитывать нас как-то… повнимательней? Умнее, чутче и заботливей? Так вот, у вас есть шанс. Шанс на то, чтобы вырастить своих детей без вот этого вот «на сердце тяжкий груз». И извините, пожалуйста, что я к вам тут обращаюсь, но помогите, кто чем может. В смысле, попробуйте сделать овощи и фрукты героями для своих детей. А сосиски – это, конечно, быстро и гарантированно работает. Но за них вам никто и никогда не скажет спасибо. Ну, потом… В 37.
Фото: East News