Для российской моды Алёна Ахмадуллина — случай удивительный: мало кому из отечественных дизайнеров удается не то что «пробиться» на Запад, но и суметь заинтересовать хотя бы здешнего, московского модного персонажа. Алёне же за 12-летнюю историю бренда, носящего ее имя, удалось и первое, и второе, и третье. Она вообще личность крайне разносторонняя: завоевывала парижские Недели моды, разрабатывала форму для Олимпийской сборной России, создавала костюмы для фильма «Вдох-Выдох», открыла собственное кафе (найти место с более изящной, буржуазно-парижской атмосферой в Москве, наверное, невозможно), участвовала в создании юбилейных «воговских» матрешек наряду с такими мэтрами мировой моды, как Ральф Лоран, Марк Джейкобс и Оскар де ла Рента. А в планах у Ахмадуллиной еще больше вершин для покорения.
На недавней Mercedes-Benz Fashion Week Russia бренд представил столичным модникам свою новую коллекцию сезона осень-зима 2013/14. Перед показом Алёна встретилась с редактором моды Леди@Mail.ru Жанной Першиной и рассказала о том, как ее вдохновляли сказочные лисы, почему haute couture никогда не умрет и зачем современным принцессам большие гардеробные.
— Алёна, героиня вашей новой коллекции — современная принцесса. В коллекции присутствуют яркие, насыщенные, активные цвета. Так какой же вы видите современную принцессу и, самое главное, что должно обязательно быть в ее гардеробе?
— Современная принцесса для меня прежде всего девушка, обладающая чувствами, она любит и любима. Это самое правильное состояние для любой женщины, ведь она счастлива и транслирует окружающему миру свой уникальный гармоничный образ, присущий ей одной. Это касается и стиля, отражается на выборе одежды и аксессуаров.
Конечно же, в идеале у принцессы должен быть большой гардероб, охватывающий самые разные стороны ее жизни — здесь и некая casual-история, связанная с семейным времяпровождением, отдыхом; деловая история; платья для коктейлей; нельзя забывать и о спорте, эта сфера не менее важна, ведь наша принцесса спортивная и подтянутая. (Улыбается.) Но даже при беглом осмотре шкафа моей героини вам станет ясно — здесь хозяйничает только она одна, и каждая вещь не случайна, не куплена в пылу распродаж, а способна рассказать что-то о своей обладательнице.
— Иначе говоря, вы за максимальное разнообразие в гардеробе, но с одним важным уточнением — вся эта одежда не превращается в модную «солянку», а подходит своей обладательнице?
— Конечно, она же принцесса — как тут без разнообразия? (Смеется.) Если же смотреть на это более реалистично, то вполне можно иметь и семнадцать вещей в гардеробе, которые будут настолько идеально подобраны друг к другу, что вы смогли бы бесконечно их комбинировать, создавая самые разные образы на любые случаи жизни. И поверьте, такая женщина всегда выглядит достойно и ни за что не уступит той, чей шкаф ломится от одежды люксовых марок. Так что истинными принцессами не рождаются — ими становятся. (Улыбается.)
— «Стать принцессой» — звучит немного сказочно. И основным источником вдохновения для создания вашей новой коллекции послужили именно сказки, верно?
— Да, это для меня неиссякаемая тема и простор для фантазии. На этот раз я обратилась к сказке «Три шубки» — ее персонаж, маленькая лисичка по имени Лелю, решает отказаться от своей белоснежной шубки и сменить ее на чужую. Она примеряет сначала рыжую, а затем — серебристо-черную шубу, но в итоге понимает, что собственная, шубка подходит ей лучше прочих. Эта история и нашла отражение в коллекции Alena Akhmadullina осень-зима 2013/14 сразу в нескольких ракурсах. Во-первых, мы развили меховую тему (все-таки наша, русская, зима требует серьезного утепления), во-вторых, темы льда, северного сияния, зимнего чистого неба, и, самое главное, напомнили о том, что естественность всегда красива и идет всем без исключения.
В результате получилась действительно актуальная коллекция — в ней много теплых, пушистых, объемных вещей, которые согреют в холода, но не дадут впасть в традиционное для этого времени года уныние благодаря ярким цветам.
— А что вдохновляет, кроме сказок? Может быть, кино? Ведь вы выступали в роли художника по костюмам в нескольких отечественных фильмах.
— Безусловно, кино — огромный источник идей. Например, фильм «Орландо» — образ, созданный Тильдой Суинтон, не может не пробудить в вас творческие порывы. (История ее персонажа охватывает период в 350 лет, одну половину из которых она проживает женщиной, а другую — мужчиной. — Прим. ред.). А еще совсем недавно я пересматривала Вуди Аллена — такого заряда хорошего настроения и положительных эмоций не получала давно! Из новых картин отмечу нашумевшую «Анну Каренину» — восхитительная работа костюмера полностью заслужила свой «Оскар.
Вообще фильмы и музыка в моем случае скорее создают настроение, задают тон творчеству. Что особенно важно для дизайнера — это именно те люди, которые должны всегда находиться «в теме», держать руку на пульсе, пропускать через себя все, что важно, нужно и актуально, мы не можем быть несовременными. И нужно постоянно пробовать что-то новое — не бояться рисковать.
— Вы упомянули фильм «Орландо» с Тильдой Суинтон, отличающейся своеобразной внешностью и стилем. Кто еще вам интересен из медийных персон?
— К сожалению, часто бывает так, что мы восхищаемся игрой той или иной актрисы, а потом видим ее в полупрозрачном розовом мини на красной дорожке или в бесформенных, затертых джинсах в обычной жизни. Мне же нравятся те, кто любит «сложные» вещи, умеет выглядеть интересно даже во время прогулки с друзьями. Та же Суинтон предпочитает Celine, Maison Martin Margiela — «интеллектуальные» марки, которые ценит мало кто из голливудских знаменитостей.
Еще очень симпатизирую Марион Котийяр, Лив Тайлер из-за ее сочетания скромности с загадкой, внутренней тайной, Уме Турман — здесь, правда, больше заслуга ее друга Тарантино. (Смеется.)
— Как поклоннице Maison Martin Margiela, не могу не задать вам вопрос про его недавнюю коллаборацию с H&M. Подобные сотрудничества стали очень популярны. Как вы относитесь к «дружбе» между luxury-брендами и масс-маркетом?
— Это действительно сейчас мировой тренд, как вы верно заметили, причем не только в моде. Люксовые дизайнеры делают одежду для среднего класса, архитекторы выпускают лимитированные ювелирные коллекции и так далее. И мне это нравится — в моде постоянно должно появляться что-то новое, а не ремейки старых идей. Но все, что могло быть изобретено, уже изобрели, поэтому нужно искать новые неожиданные ходы. Которые, кстати, весьма успешны.
Говоря о той же коллекции Марджелы для H&M, признаюсь — я самолично объехала несколько их лондонских магазинов, чтобы купить-таки те самые туфли с прозрачной танкеткой, за которыми стояли очереди из модниц по всему миру. Но британские девушки оказались расторопнее меня и успели смести все сразу же после поступления вещей в продажу. (Улыбается.) Та же история вышла у меня и с коллекцией Анны Делла Руссо для той же марки — мне даже ее чемодана не досталось. (Смеется.)
— Однако последняя коллекция Эди Слимана для Saint Laurent Paris вызвала возмущенные заявления критиков о том, что это «какой-то сплошной , и «высокая мода мертва». Выходит, не все готовы к переменам?
— Как бы пафосно это ни звучало, но высокая мода не умрет никогда. Всегда есть те, кто готов отдавать честно заработанные деньги (и деньги, замечу, немаленькие) за имя, за марку и опять же — за качество. К тому же такие коллаборации позволяют домам моды серьезно увеличивать не только интерес к себе, но и продажи.
— Алёна, в какой-то степени ведь подобные сотрудничества не чужды и вам. Расскажите о вашей лимитированной коллекции аксессуаров .
— Коллекция вышла небольшой, но интересной. Она состоит всего из четырех вещей — это шали, подушки, косметички и клатчи. Для них мы разработали особый принт, который, как нам кажется, отлично отражает современную концепцию Mercedes-Benz. Основной его образ — скачущая белая лошадь, она олицетворяет стремление, скорость, свободу и, конечно, красоту.
— Вы несколько раз упоминали о том, как важно идти в ногу со временем, быть современным. Неужели вам не хотелось бы побывать в другой эпохе?
— Как ни странно, но нет — я безумно люблю то время, в котором живу, люблю, творю, работаю. Конечно, я бы не отказалась от возможности попутешествовать во времени, но если только совсем чуть-чуть и с обязательной гарантией возврата обратно! (Смеется.)