Ее называли Первой Леди нашего кино, в советские годы она была легендой кинематографа — самой популярной актрисой на отечественном экране. Кажется, что творческий путь Людмилы Гурченко был одним нескончаемым взлетом, танцем юной девушки с осиной талией, но на самом деле в ее жизни был не только головокружительный успех. Она была сильной личностью, хрупкой женщиной с неукротимым духом. 30 марта Людмилы Гурченко не стало. Она скончалась у себя в квартире от острой сердечной недостаточности. Ей было 75 лет.
«Я тебя не подведу!»
Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. На детство ее наложила отпечаток оккупация Харькова фашистскими войсками. Гурченко было шесть лет, когда отец ушел на фронт. Позднее об этом она расскажет в своей книге «Мое взрослое детство»: о жизни в оккупированном городе, и о любви к отцу, и о детской мечте стать артисткой, и о том, как все это научило ее радоваться любой мелочи каждый день. Свои впечатления об оккупации через много лет Гурченко вложит в передачу «Песни военных лет», исполняя их с такой ностальгией и безупречным вкусом, что у слушателей к горлу подкатывал комок.
Именно отец, которого маленькая Люся особенно любила, всегда верил: дочь станет актрисой. Позднее на радио «Культура» Гурченко так рассказывала о своем отъезде в Москву: «Я плакала, когда вспоминала свой отъезд из Харькова в Москву навсегда. К дому впервые в жизни подъехало такси — мы жили бедно, в полуподвале. Положили в машину чемодан, аккордеон. Папа сказал: “Леля, ты едь одна, я боюсь — не выдержу, заплачу и все вам испорчу”. Машина отъехала, и еще долго я видела своего папу в полосатой пижаме, около него стояли наш пес Тобик и кот Мурад с облезшим хвостом. И еще долго мелькал папин платок. “Милый дорогой мой папочка, я тебя не подведу, во что бы то ни стало – ты будешь мной гордиться”».
«Я вам песенку спою про пять минут…»
А дальше переезд в Москву, поступление во ВГИК, первые роли в кино — Гурченко удалось воплотить в жизнь мечту многих девушек из провинции покорить большой город. И не только город — всю страну. Слава пришла к 20-летней второкурснице Люсе Гурченко в 1956 году, когда на экраны вышла комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Сначала на главную женскую роль утвердили другую актрису, но уже после начала съемок режиссер принял решение заменить исполнительницу на Гурченко. «Душа молодой актрисы пела, излучала талант, а темперамент бил во все барабаны», — так описывает ее Эльдар Рязанов в своих «Неподведенных итогах».
После выхода «Карнавальной ночи» Людмила Гурченко моментально стала всесоюзной знаменитостью. Привлекательный образ и песню «Пять минут» запомнили все без исключения, и на юную студентку обрушилась оглушительная слава: тысячи писем от поклонников, творческие вечера, поездки за границу, предложения от киностудий… Мало у кого от такого успеха не закружилась бы голова. Отказываться от предложений актриса не смогла или не захотела — и вот она стала появляться на экранах в ролях, отдаленно напоминающих героиню «Карнавальной ночи». Это были штампованные персонажи, раскритикованные Министерством культуры: актрису обвинили в «вертлявости» и «несерьезности», а с такой рекомендацией в СССР о дальнейшей карьере можно было забыть. Долгие годы актрису приглашали только на эпизодические роли. Но Гурченко не была бы самой собой, если бы ей не удалось обрести «второе дыхание», «вырастить» в себе новые творческие образы, покинув экран юной девушкой и вернувшись опытной женщиной.
«Меня никто не знает»
Как писала сама актриса, устоять ей удалось во многом благодаря поддержке отца. «Главное, чему он научил меня — оставаться верной себе», — говорила она. «Если плюют тебе в спину, значит, ты идешь вперед», — так учил ее отец. После долгого перерыва актрисе предложили роль директора в фильме «Старые стены», персонаж получился необычным для советского киноэкрана — за этим предложением последовали другие. Музыкальная картина «Соломенная шляпка», потом «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», «Любимая женщина механика Гаврилова»… Неожиданно Людмила Гурченко становится самой популярной, самой любимой зрителями актрисой. В 1983 году ей было присвоено звание народной артистки СССР — отец бы гордился.
Режиссеры, работавшие с ней, говорили, что Людмила Гурченко вносит такую энергию в создание фильма, что становится полноценным его соавтором наравне с режиссером и оператором. Актриса вносила глубину и драматичность в образы своих персонажей — на западе актрису такого уровня можно было бы ставить в один ряд с Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Клаудией Кардинале, Джиной Лоллобриджидой и другими дивами кинематографа.
Гурченко стала настоящей народной актрисой и символом эпохи. Актерская работа была ее религией, ее верой, смыслом ее жизни — актриса всегда была в образе, допуская за его пределы только ограниченное число людей. «Меня никто не знает», — как-то призналась она в интервью. О ее «вечности» рассказывали анекдоты, газеты публиковали новые и новые истории о ее пластических операциях, пяти мужьях и непростых отношениях с дочерью, но вечность пролетела, как те самые пять минут, о которых пела юная девушка с осиной талией под бой часов. Оставаясь выше шоу-бизнеса, Гурченко до самого конца была высочайшим эталоном отношения к искусству, работе, жизни, благодаря своему характеру, упорству и несгибаемому внутреннему стержню.
«Аплодисменты — это для меня как взмах крыльев, как взлет в небо», — писала актриса в одной из своих книг. Последние овации Людмиле Гурченко прозвучат 2 апреля на Новодевичьем кладбище.
Фото: Global Press, Legion-Media.ru, ИТАР-ТАСС