Дело в шапке: когда нас понимают

Пока я одевала Машу в садике, у нас произошел интересный диалог. Маша, глядя на Алену: «Мамочка, любименькая, купи мне, пожалуйста, такую же шапку, как у Алены».

Пока я одевала Машу в садике, у нас произошел интересный диалог. Маша, глядя на Алену: «Мамочка, любименькая, купи мне, пожалуйста, такую же шапку, как у Алены». Я посмотрела на Алену: бабушка надевала ей на голову нежно-розовую шапку с огромным помпоном на макушке и двумя помпонами поменьше на «ушках». «И такую же куртку, как у Алены!» — продолжала Маша, наблюдая, как бабушка одевает Алену в куртку с красивыми разноцветными «разводами». «Купи мне, пожалуйста, всё, как у Алены!» — эмоционально заключила Машенька. Я чуть было не расплакалась от своей беспомощности — я не знала, что ответить. Подумав, сказала, что у нас дома есть еще несколько шапок, посмотрим, вдруг среди них есть красивая. Но Маша повторила, что ей нужно, «как у Алены». Пока ходили по магазинам за продуктами, я придумала, что ответить Маше, и сказала: «А ты знаешь, что мы тебя любим в любой шапке?!» Маша радостно подхватила: «Очень любите?» Я: «Очень любим! В любой шапке. И без шапки даже! И без штанов, и без носков, и даже вообще голышку». Маша засмеялась.

Каждая девочка мечтает быть принцессой
Каждая девочка мечтает быть принцессой

Этот случай заставил меня вспомнить себя школьницей: мне тоже хотелось иметь многие красивые вещи. Но далеко не всегда они нравились строгому папе или вообще на них не было денег. Но мне повезло: я была прирожденным лидером, и отсутствие крутых шмоток никак не умаляло моего «положения в обществе». Но на самом деле я, конечно, грустила: и лидерам ничто человеческое не чуждо. А однажды мне даже пришлось пережить настоящий позор. На Новый год мне подарили кроссовки. «Фирменные! — радостно сказал папа. — Рибок!». Но, увы, кроссовки были «почти фирменные»: вместо reebok на них «красовалось» readbook. Надевая кроссовки в школу, я очень надеялась, что джинсы скроют надпись, и вообще никто не обратит на мои кроссовки внимания. Но не тут-то было. Своей белизной кроссовки привлекли внимание сразу. «У Березы новые кроссовки, ну-ка, ну-ка, что там на них написано... — один из одноклассников стал разглядывать надпись. — Рид бук, — школьный холл разразился дружным хохотом. — Читай книгу!» — хохот продолжался.

Я не помню, что было дальше, как я вышла из ситуации и что ответила, как носила эти кроссовки — я не помню ничего. Только папино «Фирменные!» и разносившееся многоголосием «Читай книгу!».

Современные родители, конечно, знают английский на порядок лучше, и подобные «ужасы» детям не грозят. Но тем не менее этот пример можно считать иллюстрацией, пусть даже и карикатурной, на тему «конфликта поколений», того самого состояния, когда при всем желании родителей своим детям добра, дети чувствуют себя несчастными и непонятыми.

Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы моя дочь не зависела от вещей и чувствовала себя уверенной даже в самой простой шапке. Но ей только три года, и я надеюсь, что рано или поздно она придет к этому сама. А пока я купила ей шапку — розовую, с большим помпоном, изящными вязаными бантиками и крупными блестящими бусинами. Маша была по-настоящему счастлива. И не только из-за новой шапки. Просто она почувствовала, что ее на самом деле понимают.

Фото: кадр из мультфильма «Золушка», 1979 год