5 женщин из далекого прошлого, которые не побоялись стать художницами

Каждая из них была популярна в свое время, хотя и забыта после. Быть художницей 500 лет назад значило учиться у мужчин, соперничать с мужчинами и надеяться, что мужчины не забудут вписать твое имя в историю живописи. Искусствовед и основательница Школы популярного искусства @op_pop_art Анастасия Постригай рассказывает о пяти женщинах из далекого прошлого, которые не побоялись взять в руки кисть и краски.

Проперция де Росси (жила в 1491—1530 годах)

Content image for: 511383
Читайте также
Как современные художники используют классику
Как современные художники используют классику
Выглядит это интересно и даже впечатляюще.

Раньше женщина могла рассчитывать на хорошую карьеру художницы только в одном случае: если сама она была рождена в семье живописца или скульптора. Отцы обучали талантливых дочерей в своих мастерских, благословляли (или нет) на учебу в заведениях и давали разрешение работать. Это одна из причин, почему многие одаренные барышни не продвинулись дальше домашних уроков рисования: без «продвижения» путь на художественный Олимп был заказан.

Проперция де Росси родилась в хорошей семье. Ее отец был нотариусом и воспитывал дочь в лучших традициях Возрождения: де Росси изучала музыку, поэзию, танцы и занималась рисованием. А после даже поступила в Болонский университет! Но связей в арт-бизнесе у нее не было. И девушке, которая с детства создавала резные шедевры из обычных абрикосовых косточек, пришлось жестко конкурировать за право работать скульптором.

Это было начало XVI века — времени, когда великий Микеланджело создал совершенного «Давида». Тогда считалось, что работать с мрамором могут только мужчины. А девицам, пусть и прекрасно образованным, надлежало сидеть дома и не лезть в большой мир искусства со своими резными косточками.

Но Проперция не испугалась и стала достойным конкурентом: она выиграла конкурс на оформление одного из фасадов главного собора в Болонье. Увы, за свои блестящие работы женщина получала копейки и умерла в нищете. Некоторые исследователи полагают, что коллеги-мужчины строили Проперции козни — из-за них она осталась в тени, хотя и была не менее талантливой.

Плавтилла Нелли (жила в 1524—1588 годах)

Content image for: 511383

В 14 лет Плавтилла (в другом варианте — Плаутилла), дочь торговца тканями, ушла в монастырь. И понемногу училась живописи, копируя других мастеров. Жила она во Флоренции — городе, который в эпоху Возрождения стал столицей искусств. Для монастырской художницы Плавтилла была настоящей революционеркой: она не только иллюстрировала церковные книги, но и писала большие картины с религиозными сюжетами.

По меркам XVI века Плавтилла построила шикарную карьеру. Она стала настоятельницей монастыря, но и живопись не забросила. Художница нравилась флорентийской знати и писала на заказ, хотя так и не смогла реализовать себя до конца. Плавтилла никогда не писала с натуры — это было запрещено, а в монастыре и вовсе нереально. Родись она в другом столетии — ее таланту было бы где развернуться. Но даже те немногие работы, что дожили до наших дней, поражают: подумать только, их написала самоучка, не покидавшая монастырских стен!

Софонисба Ангвиссола (жила в 1532—1625 годах)

Content image for: 511383
Читайте также
Какие картины привез в Москву меценат, который дал на восстановление Нотр-Дама 200 млн евро
Какие картины привез в Москву меценат, который дал на восстановление Нотр-Дама 200 млн евро
19 июня в Москве открывается выставка художников XX—XXI веков, направляющих ход истории искусства. Искусствовед и основатель Школы популярного искусства OP-POP-ART Анастасия Постригай делится радостными переживаниями по поводу события.

Софонисба появилась на свет под счастливой звездой. Ее родители были аристократами, а отец так радел за старшую дочь, что лично просил известных мастеров вроде Микеланджело покровительствовать ей. Но даже при такой шикарной протекции девушку стесняли жесткие рамки конкуренции с мужчинами.

У них было преимущество: возможность изучать обнаженную натуру, а девушкам было попросту негде получить такие знания. Тогда Софонисба сосредоточилась на портрете и даже стала придворной художницей испанского короля.

В родную Италию художница вернулась в зените своей славы. Ее уважали и всюду принимали как первоклассного мастера. Она удачно вышла замуж: ее избранник был молод, богат и не имел ничего против занятия жены. И все-таки время обошлось с именем Софонисбы жестоко — до конца XX века о ней знали только специалисты.

Для истории искусства это, к несчастью, обычный случай: работы многих потрясающих художниц были приписаны их коллегам мужского пола. И не всегда справедливость торжествует, но в случае Софонисбы счастливая звезда сыграла свою роль.

Мариетта Робусти (жила в 1560—1590 годах)

Content image for: 511383

История Мариетты печальна. Ее отцом и проводником в мир искусства был великий венецианский художник Тинторетто (он же — Якопо Робусти). Но еще он был человеком, который запретил Мариетте строить собственную карьеру. Девушка постоянно была подле отца — училась у него, помогала с заказами и отдавала свою судьбу художника в его опытные руки. Когда дочери предложили стать портретисткой при испанском дворе, Тинторетто ответил отказом. Возможно, живописец слишком любил Мариетту и просто не смог отпустить ее в самостоятельное плавание.

Но девушка все-таки выпорхнула из отцовского гнезда — правда, не навстречу блестящей карьере, а замуж. В 30 лет она покинула этот мир, и никто не знает точно, сколько картин Мариетта успела написать за свою недолгую жизнь. Почти все, что создала художница, носит имя ее отца. И только на трогательном автопортрете в белом платье удалось найти скромные инициалы «M.R.» — Мариетта Робусти.

Джованна Гарцони (жила в 1600—1670 годах)

Content image for: 511383
Читайте также
Как бы выглядел инстаграм художника Репина: зож и знаменитости
Как бы выглядел инстаграм художника Репина: зож и знаменитости
Живи великие художники в эпоху соцсетей, они бы конкурировали не за медали Академии художеств, а за подписчиков и лайки. Удивительное могло быть время!

Судьба Джованны Гарцони практически лишена темных пятен: она родилась в творческой семье, училась живописи и каллиграфии, водила дружбу с меценатами и стала одной из самых успешных художниц в истории. Возможно, ее имя до этой минуты было вам не знакомо — что совсем неудивительно.

Были в карьере Джованны и большие картины с библейскими сюжетами, и портреты власть имущих, но свое призвание женщина нашла в... ботанической иллюстрации! Ее рисунки очень техничны, в каждом штрихе чувствуется рука живописца, но главная их черта — это правда.

Натюрморты Гарцони так полюбились публике, что последние 20 лет своей жизни она провела в статусе художницы, которая могла назвать сколь угодно большую цену за свою картину — и ее все равно покупали. Не всякий мужчина мог похвастаться такой свободой! Но одна мысль не дает мне покоя. Если бы Джованна Гарцони решила сосредоточиться на больших картинах, как Плавтилла Нелли, или заняться скульптурой, как Проперция де Росси, был бы ее путь в искусстве таким светлым?