Как морские животные помогли 24-летней девушке самореализоваться и найти мужа

Рассказываем личную историю Елизаветы Егоровой, которая работает тренером морских животных.

Из спортсменки в тренеры

Вода — это моя стихия с самого детства. Совсем маленькой я очень любила мыться, играть в воде, брызгаться. А в 4,5 года впервые увидела по телевизору соревнования по синхронному плаванию — мне очень понравилось, и родители меня отвели в секцию. Так, с 5 лет я стала ближе к спорту, в составе команды участвовала в соревнованиях. Всего я занималась синхронным плаванием более 15 лет.

Любовь к воде не отпускала, поэтому после завершения спортивной карьеры я поступила в Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ). И училась пять лет по специализации «тренер водных видов спорта». Было интересно, но в душе я чувствовала, что вряд ли в дальнейшем буду работать с детьми. Мне хотелось попробовать свои силы в чем-то другом. И тут я вспомнила о еще одной своей любви — любви к морским животным.

Впервые я посмотрела выступление дельфинов в одном из приморских океанариумов еще в школьные годы. Меня поразило, как люди умеют находить общий язык с животными, с каким доверием они относятся друг к другу, как невероятно они двигаются вместе в воде и понимают друг друга. Тогда уже я поняла, что общаться с морскими животными — большая радость и счастье.

А еще посмотри на питомцев российских звезд!

18

От знакомой девушки-фридайвера, она работала в «Москвариуме» (выступала с подводным представлением в костюме Русалочки. — Прим. ред.) случайно узнала о вакансии тренера морских животных. Поняла, что для меня — это не профессия, а мечта. И решила попробовать свои силы.

Главное, на что обращали внимание на собеседовании — это то, как я плаваю.  Опыт общения с животными приветствуется, но это не главное. Здесь обучают «с нуля». Первые полгода — стажировка. За это время ты с животным не работаешь: учишь литературу, смотришь на других тренеров, слушаешь, что тебе рассказывает твой наставник. Затем экзамен — если он успешно сдан, то становишься помощником тренера. То есть можно работать с животным, но в сопровождении кого-то.  Потом проходит еще не менее трех лет, когда ты осваиваешь навыки работы с разными животными, вновь сдаешь экзамен и в случае успеха тебя повышают до тренера.

Лора и Катрин

У меня от радости тряслись руки, когда я первый раз увидела свою подопечную — моржиху Лору. Я начала ее трогать, гладить. Страха перед животным весом в 450 килограммов вообще не было.

Морж — животное, которое с тобой везде, как в воде, так и на суше. На мой взгляд, Лора самая обаятельная и привлекательная «девушка» в «Москвариуме» — у нее очень выразительная мимика и красивые глаза, которые смотрят прямо в душу. Я работаю с моржихой четыре года. А год назад мне назначили еще одного подопечного — дельфина Катрин.  

Морж и дельфин — два абсолютно разных мира. Лора —  более игривая, хитрая, предпочитает менее энергичные игры — ее любимая игрушка «бублик», с ним она может заниматься целую тренировку. Дельфин Катрин — более трудолюбивая, послушная, всегда будет делать то, что ей скажешь.

Мы тренируемся ежедневно — три раза в день. План тренировки очень индивидуален — занятие может состоять только из игр или, наоборот, из отработки какого-то элемента. Все зависит от поставленной задачи и от животного.

Много рыбы, мало отдыха

Мой рабочий день начинается с 9 часов — и первым делом я всегда занимаюсь рыбой. Ее надо всю помыть, отобрать, проверить, чтобы она соответствовала всем нормам. Каждый тренер готовит лакомство для своего животного самостоятельно.

Потом — тренировка. В бассейне каждое животное по времени идет друг за другом — это строго контролируется. После занятия немного бумажной работы — заполняю журнал, пишу отчет о том, как прошла тренировка, как себя вело животное, хорошо ли оно покушало. После опять возвращаюсь в бассейн к новой тренировке. В этот раз занятие у меня, для поддержания физической формы я занимаюсь фитнесом или танцами. 

Что интересно, тренеры занимаются еще и научными исследованиями и после занятия проводят время за изучением книг, пишут статьи. 

Каждый план занятия составляет группа тренеров. На наших планерках мы обсуждаем, какие элементы включать в программу, какие, напротив, дорабатывать. Важно взаимодействовать друг с другом — ведь мы работаем над одним шоу.

Все элементы придумываются из головы — стараемся не повторяться. Появляется элемент, а затем по проверенной схеме тренер отрабатывает его с подопечным.

Очень часто животные с интересом изучают тренеров-новичков и устраивают им свой экзамен. Например, иногда они делают вид, что не знают определенную команду, хотя она знакома им уже много лет. Так они проверяют реакцию тренеров.

Мы много общаемся с животными с помощью жестов, свистка и голосовых команд. Но важнее установить особую связь с подопечным, когда вы его очень хорошо чувствуете и понимаете.

В начале тренерского пути у меня не все получалось по взаимодействию с животным. Я всегда знала, что причина во мне и моих тренерских недочетах. Ведь это твоя ошибка, если животное тебя не понимает. У новичка в голове очень много информации, а практики мало. Но со временем все приходит.

Еще одна большая любовь

На работе я познакомилась со своим мужем — он тренер дельфинов, профессиональный спортсмен по прыжкам в воду. Так что теперь у нас настоящая тренерская семья.

На шоу мы выступаем вместе, однако тренировочный процесс раздельно — он работает с парой дельфинов. Несмотря на то что наши графики тренировок не пересекаются, какие-то идеи мы можем обсуждать вместе. Иногда я спрашиваю у него совета. Но тема морских животных остается только на работе — дома все внимание получает наша собака.

Любовь к морю у нас тоже одна на двоих: нам нравится путешествовать по разным морским странам, где можно нырнуть с аквалангом и стать чуточку ближе к миру морских животных.  

Еще читай: