4 признака того, что ты подвергаешься травле (и как с этим быть): отвечает психолог

Как вовремя понять, что становишься жертвой травли, и защититься от кибербуллеров, рассказывает Мария Зеленова — клинический и кризисный психолог, тренер, лектор, медиатор, действительный член ППЛ, руководитель психологической службы Программы «Травли NET» НКО «Журавлик».

Стать жертвой кибербуллинга может каждый, для этого нет предпосылок. Травля в интернете может разгореться из-за одного неосторожного комментария, опубликованного на своей страничке или, к примеру, в профиле знаменитости. Однако далеко не каждый способен совладать с волной хейта.

Чем раньше человек распознает зарождающуюся травлю, тем больше у него возможностей, чтобы пресечь ее, нейтрализовать агрессоров. Обратите внимание на следующие тревожные сигналы.

После оправданий конфликт только разрастается

Ты начинаешь кому-то что-то объяснять, аргументировано отвечаешь на негативный комментарий, снова и снова, как будто оправдываешься, а конфликт только разрастается. Чувствуешь ты себя при этом скверно. Это тревожный звоночек: что-то идет не так.

У оправданий, доказательств, объяснений кому-то чего-то в сети есть свои границы. Они проходят там, где ты видишь, для чего это происходит. В любой дискуссии важно понимать, что тебя слышат и хотят понять, что на том конце борются за решение проблемы, а не против тебя. Если появляется ощущение, что человек издевается или пытается намеренно обидеть, повторяет по кругу одно и то же, то это буллинг.

В ход пошли оскорбления

Люди могут очень эмоционально реагировать на чужую точку зрения, если она не совпадает с их собственной. Однако переход на личности недопустим. Любое мнение должно высказываться в неоскорбительной форме, желательно – через Я-сообщения: «мне кажется», «я думаю» и так далее.

Если в споре вместо обсуждения темы твой оппонент обидно высказывается о тебе, оценивает твои умственные способности и так далее, то это хейтинг, одна из разновидностей кибертравли.

Хейтинг и троллинг распознать несложно, их главная особенность: у оппонента нет цели докопаться до правды. Ему нужно лишь одно – унизить человека, доказать ему его ничтожество. Никакие аргументы и доводы в таком споре не работают.

В споре участвует много людей

Если к спору присоединяются все новые участники, и вы уже отвечаете им или, что еще хуже, боретесь против толпы, когда непонятно, кому отвечать, – это буллинг. Единственное, что здесь можно предпринять, – это закрыть комментарии, пока все не успокоятся. Заблокировать отдельных пользователей, если получится. Выйти в реальный мир и получить там поддержку.

Поступают угрозы

Когда человек угрожает в комментариях, не все готовы воспринимать его слова всерьез. Однако любая спорная ситуация в интернете, в том числе угроза жизни и здоровью, – это повод сделать скриншот, сохранить историю и при необходимости обратиться в полицию. Это нарушение закона, как и взлом страницы, создание фейкового профиля, распространение личной информации. Возможно, угроза была высказана на эмоциях, тогда важно пожаловаться модераторам, чтобы человеку закрыли доступ к этой соцсети.

Общение в интернете должно строиться по тем же законам, что и в жизни. Агрессия или угрозы – это повод немедленно позаботиться о своей защите, о безопасности.

Многие люди не умеют должным образом воспринимать противоположную точку зрения. Они отстаивают свое мнение агрессивно, потому что очень сильно в него верят. Вряд ли это когда-то изменится. Ради своего блага таких людей лучше не пускать в свой круг, оградить себя от их травли – жаловаться, банить, добавлять в черный список.  

Если вы или ваши близкие подверглись травле в интернете, получите бесплатную психологическую помощь по телефону 8 (800) 500-24-11.

Читай также: