Правила цифрового этикета: чек-лист

О сетевой вежливости.

Нас с детства учат, как можно и нельзя вести себя дома и в общественных местах. Но уроки хороших манер всегда ограничиваются реальной жизнью.

В виртуальном мире пока каждый для себя решает сам, что уместно делать, а что – нет. Однако такой подход может быть очень травматичным, ведь «интернет помнит все», и небольшая оплошность может перерасти в настоящую кибертравлю. Рассказываем о правилах, которые помогут сделать цифровое общение безопасным и приятным.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

1. Разговаривай так же, как в реальной жизни

Не важно, где происходит диалог, в комментариях под постом или личных сообщениях. Если в жизни ты общаешься с человеком вежливо, говоришь ему «вы» и, к примеру, не допускаешь использования ненормативной лексики, то в сети важно придерживаться тех же правил.

Воздержись от любого проявления агрессии, уважай мнение других, а личные суждения лучше высказывать на своей страничке, а не в чужом профиле. Вежливость – главная составляющая цифрового этикета.

2. Старайся понять чувства своих собеседников

Помни, что по ту сторону экрана – не машина, а живой человек со своими проблемами, эмоциями, страхами. Отсутствие зрительного контакта, невозможность услышать голос собеседника искажают коммуникацию и становятся причиной путаницы и споров. Попробуй встать на сторону своего собеседника, прочесть свое сообщение его глазами, прежде чем отправлять. Это поможет избежать грубого общения и не превратиться в агрессора.

3. Сохраняй конфиденциальность

Публиковать в открытом доступе скриншоты личной переписки без разрешения второй стороны – это буллинг. Не пересылай чужие сообщения и не обнародуй любым другим образом информацию, которую доверили только тебе, без предварительного согласия собеседника.

Правило распространяется не только на текстовые сообщения, но и на фото и видео. Прежде чем публиковать коллективные снимки, стоит спросить разрешения у всех присутствующих в кадре.

Не забывай и о собственной конфиденциальности. Не публикуй фото или тексты, которые могут тебя скомпрометировать. Проверяй настройки приватности, кого добавляешь в друзья, и на каких фото и видео тебя отмечают, чтобы не стать жертвой кибербуллера.

4. Не спеши занимать чью-то сторону в споре

Нередко подобные перепалки перерастают в травлю, хейт. Дискуссия в сети может свестись к тому, что несколько сторонников одной точки зрения объединятся против того, кто с ними не согласен. Если ты стала свидетелем подобной ситуации, можно поддержать жертву в комментариях, но тогда будь готова, что огонь перекинется на тебя. Более безопасный вариант – написать человеку личное сообщение.

Столкновение с буллингом может иметь серьезные последствия и доставлять немало проблем всем участникам конфликта: жертве, агрессору и даже свидетелям. Часто оставить историю в прошлом удается только с помощью специалиста. Позвоните на горячую линию: 8-800-500-24-11.

5. Прощай ошибки

Кто-то может не знать правил сообщества, не уметь четко выражать свои мысли, делать грамматические ошибки, спрашивать о том, что ты и так несколько раз написала, использовать неуместные смайлики или гифки, – все это не повод для грубости или публичных упреков.

Если человек, по твоему мнению, делает что-то не так, ни в коем случае не устраивай публичный шейминг. Напиши в личку, чтобы прояснить ситуацию, а также высказать все свои замечания и претензии. Может оказаться, что у человека были причины вести себя определенным образом.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

6. Не переходи на личности

Социальные сети созданы в том числе для того, чтобы люди обменивались мнениями и дискутировали. Цифровой этикет предполагает, что обсуждение какой-то темы не должно перерастать во взаимные оскорбления. Даже если ты категорически не согласна с собеседником, старайся высказывать критику конструктивно, не переходи на личности и будь дружелюбной.

Сохранять цифровую вежливость помогает привычка писать о себе: «я думаю», «мне кажется», «я не согласен». Так ты не претендуешь на знание истины, а подчеркиваешь, что выражаешь лишь мнение, и оставляешь другим право на их собственное.

7. Заботься о равных условиях для всех

Это правило прежде всего относится к общению в закрытых группах, например, в школьном или рабочем чате, тематическом сообществе. Избегай шуток «для своих», которые поймут не все участники группы. 

Невежливо оставлять кого-то чувствовать себя чужим, непосвященным. Цифровой этикет предполагает терпимость и готовность помочь. Кстати, это выражается также в том, что объясняться следует на языке, который понятен всем.

Комментирует Мария Зеленова, клинический и кризисный психолог, руководитель психологической службы Программы «Травли NET» благотворительной организации «Журавлик»:

«Правила общения в интернете у нас пока нигде и никак не прописаны. Каждый должен сам брать на себя ответственность за уважительное отношение к окружающим. Но часто люди не готовы слушать чужую точку зрения, они слишком уверены в своей правоте и отстаивают ее агрессивно. Это наблюдается во всех сферах, не только в интернете и вряд ли когда-нибудь исчезнет. Единственный способ оградить себя от травли в этом случае – это банить, жаловаться модераторам, добавлять в черный список».

Столкновение с буллингом может иметь серьезные последствия и доставлять немало проблем всем участникам конфликта: жертве, агрессору и даже свидетелям. Часто оставить историю в прошлом удается только с помощью специалиста. Позвоните на горячую линию: 8-800-500-24-11.

Читай также: