Все люди делятся на три группы: тех, кто любил ходить в детский сад; тех, кто не любил, и тех, кто не ходил туда вообще.
Я любила ходить в детский сад, мой муж — не любил, а мои бабушка и дедушка не ходили в сад никогда. И все мы — нормальные люди, со своими, конечно, пунктиками. Но в общем и целом — у нас все прекрасно, мы вполне адекватно ведем себя в обществе.
Однако в современном мире, если твой ребенок не ходит в садик или ходит, но неуспешно (например, держится там особняком), это сразу считается ненормальным. Петя пошел в сад в 3,5 года. С самого начала я слышала вздохи воспитательницы, что мы пошли в сад очень поздно, что ребенку будет сложно привыкнуть, и т.д. Но воспитательница у нас замечательная — она была к Пете внимательна, и он в целом к садику привык. Стал ходить почти без слез и играть. Правда, сам по себе, не с детьми. Иногда он даже не играет, а сидит на стульчике и где-то «летает». «Сегодня он опять был не с нами», — грустно сообщает мне воспитательница. И я тоже начинаю сразу грустить. «Как же он будет у вас ходить в школу? Ему надо привыкать к деткам, адаптироваться в обществе…» — продолжает воспитательница, недовольная и мной, и Петей. Грустные, мы приходим с «летающим» Петей домой, а за ужином он вдруг спрашивает:
— Мама, ну почему ты говорила, что есть число 410, ведь нет такого числа!
— Почему нет, есть такое число. 410.
— Ну как, мы ведь считаем 48, 49, а дальше — 50, мы ведь не говорим «сорок десять», почему тогда мы говорим «четыреста десять»? После 409 должно ведь быть 500!
И в этот момент я поняла, где Петя «летал» весь день и почему ни с кем не играл в детском саду. Ему важнее было разобраться с последовательностью простых чисел, а не играть в подвижные шумные игры. В свои неполные пять лет Петя не на шутку увлекся цифрами. Сам, рассматривая номера страниц в книгах, научился считать, потом понял, что есть десятки, сотни, тысячи. Научился сравнивать многозначные числа. Он без ошибки может ответить, что больше 498 или 467, 1020 или 999 и поставить между числами правильный знак сравнения.
В общем, Петя у нас большой оригинал. Но как нам быть с садиком и что мне отвечать воспитательнице, я не знала. Своими переживаниями я делилась с родными и знакомыми, советы все давали разные, но только один из них мне показался верным. Мудрая знакомая сказала: «Воспитательнице надо просто объяснить, что Петя нуждается в индивидуальном подходе. Он не виноват, что выше по развитию, чем другие дети. Что, его теперь «отупить» ради удобства всех? Конечно, хорошо, когда коллектив ровный, и все цветочки подстрижены. Но тут другой цветочек. Он не хуже и не лучше. Он просто другой».
«Вписываться» в общество, безусловно, необходимо. Но гораздо важнее не погасить в ребенке тягу к знаниям, интерес к жизни и воспитать его порядочным человеком. И если ребенок ведет себя в садике не так, как все, это абсолютно не означает, что он вырастет социально неадаптированным человеком. Возможно, у него, как и у многих из нас, просто будут свои маленькие «социальные» странности, и только.
Например, мой дедушка никогда не любил ездить на поезде — ему было не по себе, в частности, от того, что нужно при всех есть и болтать с незнакомыми людьми. Так он мог ехать на поезде двое суток, ничего не есть и на вопросы не отвечать. До недавнего времени он ничего не покупал в магазинах, так как не разбирался в деньгах и не знал, сколько что стоит и сколько должны дать сдачи. Возможно, все это именно потому, что в детстве он не ходил не только в сад, но и в школу — в третьем классе из-за конфликта с учительницей ушел из школы и больше туда не вернулся. Зато самообразовывался сам, читая и перечитывая русских классиков, и сегодня его фотография висит в сельской библиотеке на почетном стенде «Лучшие читатели». Любовь к труду сделала его одним из самых уважаемых людей в деревне — деда ценят как отличного столяра и плотника, а его кличка — Шеф — красноречиво доказывает его значимость. Но самое главное — он создал крепкую семью: с моей бабушкой они поженились в 18 лет и счастливы вместе вот уже 57 лет! Так, думая о своих родных, я лишний раз убедилась, что есть кое-что поважнее общества в целом — его ячейка. И возможность успешного ее создания для адаптации ребенка к детскому саду имеет лишь косвенное отношение.