Кажется, нет более далеких друг от друга реальностей, чем мода и кулинария. Однако, дизайнеры тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо: случается, что они едят, а порой даже готовят. Правда, делают это не на кухне, а в творческой мастерской. Так в одежде и появляются «съедобные мотивы».
Первые «блюда»
В середине XIX века на модных горизонтах появилась первая «съедобная» модель шляпы — «свиной пирог». Свое название шляпа получила за сходство с pork pie — традиционным английским пирогом: ее верх по всему краю имеет ложбинку, напоминающую защип пирога. Особенную популярность порк-пай шляпа снискала в 20-30-е годы ХХ века. Именно в ней часто появлялся на экранах известный американский комик Бастер Китон. Позже шляпу облюбовали джазовые музыканты: они даже сделали ее частью своей музыкальной культуры.
В 30-е годы увидели свет еще несколько «аппетитных» головных уборов. Итальянским дизайнером Эльзой Скиапарелли, считающейся одним из главных реформаторов моды за всю ее историю, были «приготовлены» шляпы «мороженое рожок» и «баранья отбивная». Последнюю Скиапарелли предлагала носить с костюмом, на котором были вышиты бараньи отбивные котлеты. Кроме того, в 1937 году совместно с Сальвадором Дали она создала свое знаменитое платье с лобстером. Справедливости ради стоит сказать, что Дали ценил лобстера не как деликатес, а как афродизиак и считал его символом сексуального влечения. Поэтому и в платье с красным (то есть вареным!) лобстером стоит искать эротический подтекст, а не кулинарный.
В поисках кулинарного смысла
В свою очередь, другой итальянский дизайнер Франко Москино, наоборот, наделил кулинарным смыслом нарядный вечерний пиджак. Оказывается, англичане в большинстве своем называют такой пиджак вовсе не смокингом, а dinner jacket — «пиджаком для ужина». Для осенне-зимнего сезона 1989-1990 годов Москино создал свой, «буквальный» вариант dinner jacket. Фасон пиджака напоминает мундир, но вместо привычных на нем шнурков и кистей — столовые приборы — ложки, вилки, ножи. В эти же годы Москино пришел к выводу, что в роли принта вполне может выступить и еда — черная икра, мороженое, яичница. За эти и многие другие «шалости» Москино еще при жизни заслужил славу «антигероя моды», «клоуна кутюр» и «бунтаря». И сегодня, спустя 19 лет после его смерти, модный дом Moschino пытается творить в духе своего создателя. К примеру, в лучших «кулинарных» традициях Москино в сезоне весна-лето 2012 была представлена сумка с ручкой в виде изогнутой вилки.
Отличился «съедобными» аксессуарами и модный дом Fendi. В 1997 году Сильвией Вентурини Фенди была создана сумочка Fendi Baguette, мгновенно ставшая хитом. Апогея своей славы сумка-багет достигла в 2000-х годах, после того, как Сара Джессика Паркер появилась с ней в нескольких эпизодах популярного телесериала «Секс в большом городе». «Сдобное» название сумки объясняется тем, что ее удобно носить под мышкой, прямо как знаменитый французский хлеб. К 15-летию аксессуара японский иллюстратор даже рассказал об этом в форме комикса. Сегодня сумкой-багет многие называют не только творения Фенди, но и другие небольшие удлиненные сумки с короткой ручкой.
Аппетиты разыгрались
В последние годы кулинарная тема в моде начинает приобретать массовый характер. В главные модные тренды дизайнеры возводят «съедобные» принты. Так, в 2010 и в 2011 годах сразу несколько люксовых брендов использовали в своих весенне-летних коллекциях яркие фруктово-ягодные принты: Moschino — вишневые и арбузные, Stella McCartney — цитрусовые, Prada — банановые. В 2012 году «съедобную» тему продолжили дизайнеры Dolce&Gabbana — они сделали хитом овощные принты. Томаты, баклажаны, перцы, лук смотрелись на женственных платьях вполне органично. Под стать одежде были и украшения: кроме овощей на золотых цепочках нашла себе место и паста. В макаронно-ювелирных изделиях особенно востребованными оказались несколько видов пасты — фарфалле (бантики), ротелле (колесики), фузилли (спиральки) и ригатони (трубочки).
Кроме одежды, аксессуаров и украшений, «вкусной» стала и обувь. Например, туфли с вишенками Vivienne Westwood, «фруктовые» — Charlotte Olympia, с каблуком-бананом от Sergio Zambon, а также кеды Converse — лимонные и клубничные.
Обжорство от кутюр
Для некоторых модельеров еда становится более глобальным источником вдохновения: они не могут «насытиться» несколькими фуд-шедеврами и вынуждены создавать целые фуд-коллекции. Например, американец Джереми Скотт (Jeremy Scott), известный как дизайнер adidas, в 2006 году представил коллекцию одежды с красноречивым названием — Food Fight. Среди «съедобных» нарядов особенно впечатляющими были корсет-мороженое, пицца-халат и платье из спагетти с бусами в виде фрикаделек. В сезоне весна-лето 2011 он же создал свой вариант «мясного» платья, которое, в отличие от скандально известного мясного платья Леди Гага, было «ненатуральным».
От любви к нездоровой пище другого именитого дизайнера Ашиша Гупта родилась фастфуд-коллекция одежды. В весенне-летнем «меню» Ashish for Topshop 2011 были предложены майки и толстовки с сосисками, картофелем фри, американскими пончиками и кремовыми десертами. Сам дизайнер признавался, что идея коллекции пришла к нему в спортзале — он подумал, что особенно забавно было бы видеть фастфуд-принты на спортивной одежде.
Самый эксцентричный дизайнер Испании Агата Руис де Ла Прада (Agatha Ruiz de la Prada) тоже не удержалась и «приготовила» для своих экстравагантных коллекций яичницу. В сезоне осень-зима 2009-2010 глазунья красовалась на нескольких платьях и клатчах испанского бренда. Дополнить ансамбль модельер предлагала шляпами-багетами. Кроме того, в ушедшем году Агата Руис де Ла Прада представила для популярного интернет-магазина коллекцию Awesomely Kooky Fascinators, в ассортимент которой вошли красочные ободки и шляпки, в том числе и «съедобные» — в виде пирожных и пресловутой яичницы.
Безусловно, даже несмотря на любовь к кулинарии, далеко не все гастрономические шедевры высокой моды решились бы носить простые смертные. Но haute couture — это искусство, и многие наряды создаются скорее для созерцания, чем для непосредственного использования. Другое дело — pret-a-porter мода: в ней «съедобные» вещи оказываются вполне пригодными для носки. В casual-коллекциях из блюд лидируют, конечно же, десерты — их яркие и сладкие изображения смотрятся на одежде, аксессуарах и украшениях эффектно, но не вызывающе.
И даже в купальнике с пирожными вы вряд ли будете напоминать Кэти Перри из клипа California girls. Впрочем, и этот ансамбль пользуется спросом — на официальном сайте певицы его можно купить всего за 60 долларов.
Фото: East News, SIPA/FOTODOM.RU, Legion-Media.ru, katyperry.com