«Роды проходили дома»: как потеря ребенка изменила мою жизнь

Александра Краус, основательница благотворительного фонда «Свет в руках», перенесла потерю ребенка и знает, какие трудности испытывают семьи в такой ситуации.
Александра Краус
Александра Краус

Мой третий малыш, Егор, погиб в родах. У меня было поддерживающее окружение, но все равно было очень трудно. При этом нелегко было всем членам семьи, даже детям. На момент гибели их братика они были уже школьниками: сыну было семь лет, дочке — двенадцать.

Я была поражена, когда узнала, что они испытывают чувство вины. Оказалось, что у них были сомнения в том, что они хотят нового малыша в семье. Это нормальная ревность детей, когда их мама беременна. И когда малыш не рождается, нужно объяснять, что их вины в этом нет. Не замалчивайте произошедшее, создайте безопасное пространство для диалога и проживания эмоций.

Важно понимать, что мужчина тоже переживает, даже если он не показывает это или показывает как-то по-своему. Общество навязывает определенные требования к мужчинам, будто бы запрещая им выражать эмоции и переживать. Но сдерживание эмоций может только усилить боль от потери ребенка и растянуть проживание горя во времени.

Многим семьям на этом этапе сложно сохранить отношения. Это связано с переживаниями и ситуацией сильного стресса. Именно в этот момент хорошо, если семья имеет возможность обратиться к специалисту и получить необходимую поддержку. В отдельных случаях это может спасти семью. Мы с мужем так и не смогли справиться с этим тяжелым совместным опытом и в итоге развелись, хотя и старались друг друга поддерживать.

Моя мама до сих пор винит меня в смерти малыша при родах. Я ничего не могу с этим сделать, так работает человеческая психика — мы стремимся получить контроль над возможными сценариями развития событий, найти точку, в которой можно было бы все исправить. И поэтому люди обвиняют себя или друг друга. Но такие мысли приводят только к ухудшению эмоционального состояния, поэтому так важно иметь возможность поговорить со специалистом, если вы понимаете, что сами не справляетесь.

Александра Краус
Александра Краус

Мои роды проходили дома, но уже после них, при общении с врачами я почувствовала, что не все могут этично коммуницировать с мамой с утратой. Например, врачи могут либо не придавать особого значения потере, либо, наоборот, пытаться подбодрить, но делая только хуже. Это про фразы «Ты молодая, еще родишь» и «Быстрее все забудь и двигайся дальше». Тебя и не хотят этим обидеть, но, конечно, это обесценивание, и такие фразы могут ранить.

Для людей, которые не пережили такую потерю, иногда кажется, что страдания преувеличены, так как ты еще не успел узнать и привязаться к ребенку. Но в большинстве случаев для родителей все ощущается совсем по-другому.

Лично мне пережить мой тяжелый опыт помогла идея создания фонда. Я поняла, сколько женщин остается один на один со своим горем и даже не знает, куда можно обратиться. Также я осознала, что в России нет выстроенной системы для помощи семьям, пережившим потерю ребенка. И во мне появились силы и желание это изменить.

Причем до создания фонда я не была никак связана с темой благотворительности. Я по первому образованию инженер-системотехник, окончила МИФИ и потом запускала небольшие бизнесы. Но третьи роды и потеря ребенка все для меня изменили и полностью развернули мою жизнь.