Философский вопрос: как жить с плохим характером

Не так давно по пути из магазина домой я невольно услышала признание одной мамы, которая была недовольна своим 6-летним сыном, то и дело уезжающим от нее на велосипеде на небезопасное расстояние. На все материнские окрики мальчик смеялся и ехал еще дальше. «Исхлещу его дома! Вот весь в отца, сил моих нет!» — сказала возмущенная мать своей подруге...

Не так давно по пути из магазина домой я невольно услышала признание одной мамы, которая была недовольна своим 6-летним сыном, то и дело уезжающим от нее на велосипеде на небезопасное расстояние. На все материнские окрики мальчик смеялся и ехал еще дальше. «Исхлещу его дома! Вот весь в отца, сил моих нет!» — сказала возмущенная мать своей подруге, тоже матери, ребенок которой пока еще тихо-мирно и с чистой совестью спал в коляске. Вместо ответа собеседница понимающе покачала головой, а я свернула к своему дому и задумалась.

Если бы недовольная мать пожаловалась мне, я бы ответила: «У меня, к счастью, все наоборот» или «У меня, к сожалению, все наоборот». В общем-то не важно, какой из оценочных оборотов я бы выбрала, правда одна: в том, что мои дети далеки от идеала, я могу винить только себя. Во всяком случае, на данный момент они обнаруживают по большей части мои отрицательные черты. И главный плюс — то самое «к счастью» — в том, что сердиться на мужа и упрекать его во всех «минусах» наших любимых детей я не могу. А вот «к сожалению» означает, что в своем недовольстве детьми я не могу воскликнуть в сердцах: «Да в кого же вы, дети, такие!» Ответ я знаю лучше, чем все остальные.

 

Впрочем, если посмотреть с другой, творческой, стороны, мне повезло: отступать и откладывать сражение с самой собой некуда. Когда каждый день сталкиваешься с красноречивым напоминанием о собственном несовершенстве, и оно уже касается не только тебя, волей-неволей начнешь этот нелегкий бой. Ведь бесполезно учить детей тому, чего не умеешь сам. Дети не научатся побеждать гнев и раздражение, если не увидят, как побеждаю его я. Они не научатся смирению и терпению, если не увидят этого во мне. Так в очередной раз подтверждается на практике народная мудрость: «Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас» (или более образная «Яблоко от яблони недалеко падает»).

Интересно вот еще что. В этой народной мудрости находит отражение один из великих философских вопросов — о человеческой душе. С древности есть три теории происхождения души (материалистическую — об ее отсутствии — я в расчет не беру). Первая теория — озвучена еще Платоном, развита осужденным в ереси Оригеном — о предсуществовании души, то есть все души уже созданы и находятся где-то на небесах в ожидании своего часа. Но эта теория сегодня почти не находит сторонников — слишком многого она не объясняет. Вторая и третья теории с развитием богословия и философской мысли утвердились и в современном христианском мире практически равноуважаемы. Согласно одной, души создаются Богом в момент зачатия и посылаются в человеческое тело, согласно другой — бессмертная душа созидается в момент зачатия из душ родителей.

Последняя теория не только кажется мне убедительной, во всяком случае, отвечает на вопрос, откуда берется в новорожденном первородный грех (смывающийся водами крещения), но и подтверждается на «практике» («откуда что взялось» в моих маленьких любимых созданиях мне абсолютно ясно). И дело здесь вовсе не в генах и передающемся по наследству характере, а именно в душе. Развиваясь параллельно с телом, бессмертная душа неизбежно начинает склоняться к добру или ко злу. И задача родителей вовремя увидеть это и помочь ребенку встать на верный путь, научить бороться с греховными наклонностями и страстями. Ведь чем раньше будет начата эта борьба, тем будет проще. Но шансы на победу есть у всех. В том числе и у родителей.