До сих пор нет единого мнения в том, когда же родился Христос. В Писании об этом не сказано ничего. Полагают, что выбор даты - 25 декабря по новому стилю и 7 января по старому - связан с зимним солнцеворотом, когда Земля устремляется навстречу Солнцу, навстречу своему обновлению. И этот языческий праздник наполняется особым содержанием.
Первые упоминания о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. В 13 веке, во времена Франциска Ассизского, в храмах для поклонения стали выставляться ясли с фигурками Христа, Богоматери, Иосифа и волхвами, а обычай наряжать к празднику ель пришел к нам из Германии. Внешняя атрибутика и смысл праздника с тех давних пор изменений практически не претерпели, чего не скажешь о календарях.
Сколько раз рождался Иисус?
Христианские догматы учат, что родиться и умереть можно лишь единожды. Возникшая путаница с датами рождения Мессии - 25 декабря и 7 января - результат перемен в календарных стилях. Разговоры о неточностях Юлианского календаря велись еще века с 15-го.
По легенде, устранить накопившиеся погрешности предложили Николаю Копернику. Но тот отказался, аргументировав свой отказ тем, что длина года еще неизвестна с необходимой точностью, гарантирующей от ошибок в будущем.
В конце 16 века Папа Григорий XIII провел реформу, и выправленный календарь стал именоваться «григорианским». Папа исключил 13 дней в конце 1581 года, отметив Новый год досрочно.
Мнения
Календарная реформа Григория XIII была необходима - ведь астрономические погрешности действительно накопились. То есть, Юлианский календарь требовалось «подтянуть» - так, как «подтягивают» пружину в механических часах, чтобы они не сбивались и не отставали.
Григорианская система летоисчисления была принята далеко не всеми и не сразу. Так, протестанты согласились с ней только лишь в 17-18 веке, а в России новый календарь был принят и вовсе триста лет спустя - большевиками в 1918 году. Однако православная церковь в большинстве своем отмечает все праздники по старому, юлианскому календарю - то есть на 13 дней позже.
Ошибочно было бы считать, что по новому стилю Рождество отмечают только католики. К ним присоединились и православные - Греческая, Константинопольская, Александрийская, Болгарская и другие церкви.
Строго говоря, нет Рождества «католического» и «православного». Есть только одно, которое празднуется 25 декабря. Все дело в календарных стилях.
Традиции
Из всех православных праздников день Рождества - самый «детский», ведь он связан с памятью о пребывании Спасителя нашего в младенческом возрасте. В это время детям уделяется особенное внимание. В день Рождества они находят под елкой подарки, а в период Святок в храмах проводятся детские утренники.
Рождество Христово празднуется соответственно раз и навсегда заведенному порядку, так же как и другие православные праздники: ему предшествует сорокадневный пост, во время которого христиане больше молятся, читают Писание и воздерживаются от скоромной пищи. Канун Рождества - рождественский Сочельник или Святой вечер. С утра принято убирать в доме, ставить тесто, мыться, а садиться за стол можно только тогда, когда на небе появится первая вечерняя звезда.
На Святой вечер с давних времен сходилась вся родня. И всегда поминались усопшие. На стол подавалось двенадцать блюд - по числу апостолов. А главное место в этот вечер отводилось главным ритуальным блюдам: калачу и кутье.Стоит заметить, что украшенная игрушками ель пришла в наш быт значительно позже. Стол посыпали сеном, стелили скатерть, а в центре стола ставили блюдо с кутьей и другие блюда. Семья садилась за стол с первой звездой на небе - предвестницей рождения сына Божьего. Перед тем, как садиться за стол, семья дружно читает "Отче наш".
Обязательный атрибут рождественского стола как символ нетленности и света - свеча. Зажигает ее хозяин. Согласно традиции, на Святой вечер семья делится просвирой или же ломтиками хлеба с медом. Хозяин обходит по очереди каждого в семье, говорит ему соответствующие пожелания и подает кусочек просвирки.
С днем Рождества связано множество примет и обычаев. Как и в другие большие православные праздники, в Рождество нельзя заниматься домашними делами. С Рождества до самого Крещения грех охотиться в лесу.
В деревнях пастухи с утра «обсевали» избы - разбрасывали горстями овес, приговаривая: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке - ребяток!» или: «Ягнята за лавочкой, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе!»
Это действие способствовало тому, чтобы в доме всегда был достаток. Следовало обильно посыпать зерном всех членов семьи, а хозяйке нужно было успеть наварить к завтраку большой горшок каши.
На Рождество принято принимать гостей. В старину посиделки, игры, песни, обходы домов продолжались весь период, называемый Святками, который начинается в день Рождества, 7 января (25 декабря по старому стилю), и заканчивается 18 января (5 января по старому стилю).
Смысл
Рождество Христово - всенародно любимый праздник. Но, как и любой праздник, особенно религиозный, оно имеет свой особый смысл. Вот как объяснял в одной из своих проповедей смысл рождественского праздника человек необыкновенной чистоты и большой любви к людям - Митрополит Антоний Сурожский:
«(...) В ту Рождественскую ночь Бог стал одним из нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие. Никто не принял Его Мать под кров свой; все сочли Его чужим, все отослали Его на далекий, бесконечный путь, который простирался перед странниками без крова и без привета. (...)
В эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого общества. А таких людей в истории человечества - несметное количество.
И по сей день - увы! - в больших городах и на просторах земных сколько таких людей, которым некуда пойти, которых никто не ждет, о которых никто не воздыхает, которым никто не готов открыть свой дом, потому что они чужие или потому что страшно приобщиться судьбе людей, обездоленных не только несчастьем, но человеческой злобой.
Наше дело, дело христиан, увидеть в них образ Того Бога, Которого мы благоговейно сегодня чтим, и таких принять, как мы приняли бы теперь Христа, если бы Он явился перед нами обездоленным, уязвимым, беспомощным, презренным, ненавидимым, гонимым. (...) Те, которые верят в силу и ни во что иное, те, которые верят в свою праведность, не найдут пути к Нему, пока не покаются, пока не увидят, что смирение, любовь, жалость, милосердие - закон жизни».
Постараемся и мы оглянуться вокруг и увидеть божественное в самом неприглядном. Трудно? Никто и не говорит, что легко. Но, как поет Джоан Осборн, - «What if God was one of us?»
Иллюстрации: Музеи России, старинные рождественские открытки.