О том, какую семью можно считать счастливой, я размышляла давно. Но, зная лишь несколько таких семей, обобщить их опыт в простую формулировку, в чем же заключается семейное счастье, мне никак не удавалось. Максима Льва Толстого — «все счастливые семьи счастливы одинаково» — требовала пояснений. Если счастье всех счастливых семей одинаково, то в чем же конкретно оно заключается? Ответ на этот вопрос я увидела на обложке новой книги издательства «Никея».
Счастье быть вместе — вот он, простой секрет всех счастливых семей. А они, как показывают собранные в книге истории, могут быть очень разными. К примеру, Александр и Виктория Голубковы десять лет счастливы вместе, несмотря на то что родить ребенка у них пока не получается. Семья Тевкиных не становится несчастной оттого, что у одной из дочерей детский церебральный паралич. Не материальное благополучие и отсутствие жизненных трудностей делает семью счастливой, а отношение друг к другу. Когда спустя год, три года, десять, двадцать и более лет семейной жизни супругам хочется быть вместе.
По прочтении всех 12 историй мне стали очевидны три правила, которых негласно придерживается каждая из счастливых семей.
1. Семья — это труд. Понимание этого — основа крепких и счастливых семейных отношений. Никто из героев книги — реальных людей — не сказал, что залог их счастливого брака — в пылкой влюбленности, астрологической, психологической или физической совместимости.
«Не надо метаться, искать что-то необыкновенное, нужно строить отношения. Что ты построишь — то у тебя и будет. Для меня это имеет и христианский смысл: ты меняешь свою жизнь, ты учишься жить в мире с человеком, который рядом, брак растит тебя как личность. Вообще я не очень верю в теорию о соединении половинок, думаю, что многие люди потенциально могут прекрасно жить друг с другом», — уверена Юлия Нурмагамбетова. Юля, кстати, часто вдохновляет своего супруга Александра на создание оригинальных комиксов на тему отношений между мужчиной и женщиной.
2. Совместные занятия. У супругов (и детей) должно быть общее увлечение. Дело, от которого все получают удовольствие, которое объединяет и сплачивает.
Например, супруги Яночкины вместе с двумя детьми каждое лето уезжают на машине в длинный учительский отпуск. В общей сложности за несколько лет они объехали больше 40 стран, на легковушке проехали даже по Сахаре. Путешествие — это возможность общаться без компьютеров, дел и звонков. «Когда мы работаем, мы своих детей ведь почти не видим. А когда видим, то вынуждены постоянно заниматься всякими репрессивными мерами: делай уроки, убери свои вещи… А в путешествиях — и дети это очень хорошо почувствовали, поняли — мы все расслаблены. Мы добрые и они добрые — у них нет уроков, садиков и школ, и мы им очень многое позволяем… Если посмотреть на нашу московскую жизнь и на нашу жизнь в поездках, то очевидно, что для детей в сто раз полезнее быть с нами там, чем здесь, потому что там они имеют свободных и радостных родителей, а здесь — уставших, кусающихся и чего-то от них хотящих», — рассказывает Аня Яночкина.
Супругов Александра Кравецкого и Александру Плетневу сплачивает не столько отдых, сколько совместная работа — они филологи и вместе работают в Институте русского языка имени Виноградова.
— У нас масса тем для разговоров, — поясняет Александра. Все основные профессиональные вопросы решаются дома за чашкой чая. Ну и ругаемся иногда тоже.
— В процессе написания совместного текста развестись иногда хочется, – вставляет Александр.
— Но зато потом все бывает хорошо.
Взаимные подначивания — это тоже, кажется, что-то вроде цемента, скрепляющего семью. «Не обращайте внимания, мы всегда так», — говорят они.
Супруги Битюковы вместе с детьми создали исторический музыкальный театр. В постановках интересно участвовать всем, ведь мама исходит из возможностей каждого: «Из музыкантов у нас только Василиса, учится в шестом классе музыкальной школы, играет на флейте. Федор не хочет музицировать, он у нас болтун, и у него потрясающая память — значит, учи тексты, будь актером. Тася ужасно стеснительная, я для нее придумываю немые сцены».
3. Своя модель отношений. И хоть все счастливые семьи счастливы одинаково, стилем и ритмом жизни они совершенно не похожи друг на друга. Больше того: нередко они живут по своим правилам, не оглядываясь на общественные представления о семье.
Совсем «крайние» примеры: в многодетной семье Морозовых папа — хиппи-скоморох, не имеет постоянного заработка и места работы. А семья Дмитренко «променяла» престижные работы в столице и переселилась в деревню. И никакого дауншифтинга: всей семьей они создают и продвигают собственного робота. Дети при этом не посещают школу, а учатся дистанционно.
Семья начинается с любви двоих, но «продолжать» ее — это труд. Если поменьше рефлексировать, найти общее увлечение и не стесняться придерживаться своих законов, шансы на «счастье быть вместе» повышаются.