Журналисты и писатели все время терзаются страхом «чистого листа»: это когда ты открываешь Word, знаешь, что тебе надо написать 12 тысяч знаков, и боишься, что не осилишь и пятисот. А потом вроде бы напишешь первый абзац — и дальше как по маслу. На кухне правила другие. Первый раз не страшно. Но вот если блюдо получилось в первый раз, это не значит, что то же самое случится и во второй. По крайней мере, настолько же хорошо. Так что поговорка про блин комом в некотором смысле не соответствует действительности.
Впрочем, на самом деле этому есть объяснение. Когда готовишь что-то впервые, стараешься четко следовать инструкции: трижды перечитаешь все рекомендации до начала приготовления и потом еще триста раз в процессе, дважды перепроверишь список ингредиентов, кое-что повторно взвесишь, десять раз посмотришь в окошко духовки. И вот тогда на выходе получишь безупречный результат.
Первая победа окрыляет. Вселяет уверенность. Самоуверенность. И тут-то ты теряешь бдительность. Путаешь что-то местами. Забываешь. Делаешь ошибку. Смело импровизируя, пытаешься ее исправить. Иногда получается хорошо, но уже немножко не то. Иногда совсем не то. Вот, к примеру, история с последнего мастер-класса в «Гастрономе». Начала заваривать тесто — всыпаю муку в воду, начинаю перемешивать и в ужасе вижу, что масса не превращается в гладкий шар — на первый взгляд много жидкости. С невозмутимым видом выкидываю все в ведро и взвешиваю заново. Участники радуются: о, говорят, а мы бы даже не знали, что такая консистенция не нужна, продолжали бы мешать. Проверяю пропорции в телефоне — все верно, по этому рецепту готовила множество раз, всегда получалось. Завариваю тесто еще раз, опять кажется, что много воды, я лихо всыпаю еще муки — тесто заваривается, правда, получается слишком тугое, но в конечном счете с помощью яиц доводим его до идеальной консистенции. В течение трех часов для разных рецептов готовим это тесто еще несколько раз. И в какой-то момент я понимаю, что все было хорошо и с первым тестом, если бы я не начала паниковать и чуть подольше помешала тесто. Но я так боялась ошибиться изначально, что решила, будто это уже произошло.
Однажды я работала в компании, директор которой открыто заявлял, что придерживается правила: каждый имеет право на ошибку. Шеф Ричард из французской школы в этом смысле пошел дальше: он считал, что ошибки делать полезно. Потому что это единственная возможность узнать, как их можно исправить. Потому что мы все равно люди и все равно будем делать ошибки. Не выкидывать же теперь постоянно пироги да крем!
Идеальный первый раз лишает тебя возможности посмотреть «что будет, если…». То есть, конечно, это здорово, что все получилось, но иногда важно понимать все возможные подводные камни. Иными словами, не совершив ошибки, ты не будешь на практике знать, как их исправить. Неудивительно, что французские шефы перед участием в каком-нибудь звездном конкурсе «репетируют» свои рецепты до 40(!) раз. Чтобы исключить человеческий фактор. Чтобы руки запомнили, и ты мог бы повторить все с закрытыми глазами. Помните, как в школе нас заставляли учить правила/таблицу умножения, чтобы отрапортовать их, даже если тебя разбудят посреди ночи? Вот и тут то же самое.
С этим явлением, кстати, связан еще один парадокс. Например, когда ты из раза в раз готовишь по одним и тем же рецептам, не отклоняешься от инструкции, а результат получается немножко разным. Тут уже работает не человеческий фактор, а продуктовый: другая мука, другие яйца, другая влажность воздуха. В конце концов, настроение другое! Кстати, в плохом настроении лучше не готовить. Это, пожалуй, самое главное правило. Так что с наступающим вас Международным женским днем и хорошего настроения! А ошибки — дело житейское.
Фото: lori.ru