В мире нет страны, повлиявшей на стандарты красоты сильнее, чем Америка. Причем она умудрилась стать законодателем абсолютно противоположных трендов. Бодипозитив — и здесь же культ похудения. Стремление к естественности — и любовь к инъекциям. А еще здоровое питание и фанатичная страсть ко всему с приставкой «эко», «био», «органик». Откуда взялись эти американские противоречия, выясняла Елена Филиппова – журналист, путешественница, автор трэвел-блога Perito Burrito.
На самом деле ничего странного: на территории Штатов проживает огромное количество национальностей, культурные ценности у всех свои, и представления о красоте тоже. Бьюти-индустрия США молниеносно реагирует на новые запросы, запускает продвинутую косметику, предлагает новые услуги, что часто приводит к перепотреблению. Пожалуй, эти крайности — и есть главная составляющая красоты по-американски.
Голливудские стандарты и реальная жизнь: 6 размеров разницы
Ровно 117 лет назад на территории небольшого поселения Голливуд сняли первый фильм. С тех пор в киноиндустрии много чего произошло: у фильмов появился цвет, звук, сложные спецэффекты, компьютерная графика. Неизменно лишь одно: для рядовой американской женщины актриса кино — идеал красоты. Большинство голливудских актрис носят одежду 36—40-го размера.
А теперь немного реальности. Согласно недавнему исследованию Государственного университета Вашингтона, большинство американок носят одежду 46—48-го размера. Только представь, каков разрыв между идеалами и реальной жизнью.
Неудивительно, что многие жительницы Америки испытывают комплексы по поводу внешности и всеми силами пытаются их исправить, что приводит к расстройствам пищевого поведения вроде анорексии и булимии.
Косметический рынок: от зарождения к перепотреблению
Все известные бьюти-бренды начали свою историю в Штатах. Загибай пальцы.
- Семейная аптека Kiehl's из нью-йоркского Ист-Виллиджа с 1851 года прошла путь до суперуспешного бренда и теперь принадлежит концерну L'Oreal.
- Про компанию Estee Lauder рассказывать излишне, однако напомним — ее создательница Эсте Лаудер начала с магазина и лаборатории по изготовлению кремов на Манхэттене.
- Родоначальница косметологии Элизабет Арден хоть и выросла в Канаде, но свой первый салон красоты с красной дверью открыла в Нью-Йорке.
- Марку Clinique из-за названия многие считают французской, но ее основали в 1968-м редактор американского Vogue Кэрол Филлипс и американский же врач-дерматолог Норман Орентрек, задавшись целью доказать: «Красивую кожу можно создать».
- И даже самый европейский бренд Helena Rubinstein оставил значимый след в Америке, открыв в Нью-Йорке первый в мире салон красоты для мужчин.
Сейчас косметический рынок США — самый большой в мире. Ежегодно американки тратят более 50 млрд долларов на косметику и уход за собой. Если в России самые активные потребители косметических средств — женщины в возрасте 18—40 лет, то в Штатах возрастной диапазон — 16—65 лет.
В среднем рядовая американка тратит 45 долларов (около 2500 рублей) в месяц на покупку кремов, лосьонов и декоративной косметики. И эта сумма постоянно растет.
Крупные американские ритейл-сети без устали работают над тем, чтобы покупатели тратили как можно больше. В ход идут все средства, от рекламы в Интернете до бесплатных услуг визажистов, массажа в подарок и выдачи пробников. А в сети магазинов Sephora принимают обратно даже вскрытые средства. Ошиблась с оттенком тональника, но поняла это только дома? Не проблема, неси обратно в магазин, обменяют на крем нужного тона. Кажется, что все эти возможности упрощают жизнь, но по факту провоцируют чаще и легче расставаться с деньгами.
Перепотребление, особенно в бьюти-индустрии, обходится человечеству дорого. Химическое производство, огромное количество затраченной энергии и воды, пластиковая упаковка негативно влияют на экологию. Поэтому сейчас в Америке набирает популярность движение Zero Waste, цель которого — свести к нулю производимые людьми отходы (биологические не в счет).
Настоящая красота: естественная или «сделанная»
Образы идеальных женщин из рекламных роликов, глянцевые журналы с топ-моделями и киноиндустрия породили целое поколение людей, вся жизнь которых — гонка за красотой и молодостью. И если в Европе женщины просто хотят выглядеть хорошо в свои 50 лет, то в США главное желание – обмануть возраст и выглядеть на 10, а то и 20 лет моложе.
Примером тому — актрисы Мелани Гриффит и Рене Зеллвегер, певицы Мадонна и Шер.
В 2015 году в США сделали 6,7 млн инъекций ботокса, 2,4 млн инъекций филлеров и провели почти 1,5 млн пластических операций. Самые популярные — увеличение груди и липосакция, слегка отстают:
- абдоминопластика – восстановление эстетического вида живота;
- блефаропластика – изменение формы века;
- ринопластика – изменение формы носа.
Но последние лет десять набирает силу тренд естественной красоты и осмысленного подхода к своей внешности. Постепенно в американском обществе отношение к телу меняется, в рекламных кампаниях и на обложках журналов все чаще появляются полные девушки. Это приводит к тому, что американки все больше задумываются об адекватном восприятии своего тела и все меньше перестают себя стесняться.
Многие отказываются не только от вечной голодовки и самоистязаний в спортзале, но даже от эпиляции, понимая, что это исключительно их выбор и только им решать, как они будут выглядеть.
Наглядно проследить изменчивость моды на вес и отношение к нему в обществе — в том числе и в модной индустрии — можно на примере востребованной американской модели Кристал Ренн, прошедшей путь от фанатичного похудения и анорексии до принятия себя и своего тела.
Фастфуд против здорового питания
С появлением сети кафе быстрого питания «Макдоналдс» Америка стала родиной фастфуда. А когда из-за привычки населения перекусывать аппетитными, но вредными продуктами страна превысила все мыслимые показатели по ожирению — то и родиной правильного питания. Чем докажем? Все самые популярные книги-бестселлеры на тему здоровой (и нездоровой) еды написаны в Штатах, вот лишь несколько:
- «Нация фастфуда», Эрик Шлоссер;
- «Без сахара», Джейкоб Тейтельбаум;
- «Секреты лаборатории питания», Трейси Манн;
- «Вилки вместо ножей», Алона Пульде, Мэтью Ледерман.
Но даже несмотря на это, правильно питаться в Америке сложно. Вкусные блюда на каждом углу и огромные порции в любом заведении заставляют переедать и соблазняться на вредную еду. В продуктовых магазинах тоже все непросто. Купить 5-литровую банку майонеза – легко, а вот найти хорошие овощи или орехи — целый квест. И даже те американцы, которые хотели бы питаться правильно, махнут на здоровую пищу рукой, не найдя в магазине кус-кус или потратив полдня на поиски фундука.
К тому же в США практически утрачена культура приготовления пищи дома, а заказ по телефону или через Интернет — обычное дело.
По другую сторону баррикад — фанаты здорового питания. Им важно, чтобы все было без глютена и сахара, без намека на жир, вкусовые добавки и красители. Они готовы тратить время, силы и деньги на все, что подходит под их модель поведения. Из-за таких персонажей здоровая еда взлетает в цене и становится привилегией, а не правом. Конечно, в США есть магазины с полезными и экологичными продуктами, например Whole Foods, — но в основном в больших городах.
Активный образ жизни или уикенд на диване?
Образ типичного американца, который сложился у нас благодаря фильмам, — энергичный румяный молодой человек, не расстающийся с бейсбольной перчаткой и мячом для регби. А если это девушка — то обязательно чирлидерша, в режиме 24/7 исполняющая в спортзале гимнастические трюки. Все верно: заниматься спортом в США легко.
В школах и университетах полно секций, а чемпионам и участникам соревнований – почет и уважение. Кроме того, в стране много фитнес-залов, танцевальных школ и йога-центров с гибкой ценовой политикой.
Проблема только одна — желание, точнее, нежелание людей там заниматься. Дело в том, что жизнь взрослых американцев не просто подчинена знакомому нам распорядку работа-дом-работа. В американских городах, например, достаточно большие расстояния, которые сложно преодолеть пешком, — это делает жителей заложниками автомобиля и малоподвижного образа жизни. Так что по факту после школы и университета про спорт забывают.
Бьюти-бестселлеры из США
- Сухой шампунь Perfect Hair Day, Living Proof. Это необычный косметический бренд. Во-первых, его совладелица — актриса Дженнифер Энистон. Во-вторых, он тратится не на маркетинг и рекламу, а на научные исследования. Этот сухой шампунь — находка для тех, кому кроме мгновенного очищения волос нужен и стайлинг.
- Карандаш для бровей Brow Wiz, Anastasia Beverly Hills. Основательница марки Анастасия Суаре разработала культовые средства для бровей, и этот карандаш —мастхэв. Тончайшим грифелем средней твердости даже новичок нарисует идеальные брови.
- Жидкий хайлайтер Custom Enhancer Drops, Сover Fix. Смешай сияющие «капли» с увлажняющим кремом или тональником — и станет ясно, почему от этого хайлайтера фанатеют девушки по всему миру.
- Бальзам для губ Eos. Бальзам с фруктовым ароматом в упаковке-сфере уже засветился в сериалах и обрел поклонников в лице Ким Кардашьян, Майли Сайрус, Бритни Спирс.
- Крем для рук Skin Relief, Aveeno. С момента появления в 1945 году бренд использует во всех продуктах натуральные ингредиенты и вытяжку овса, считается аптечной косметикой, выпускает средства для людей с дерматитом. Крем для рук пригодится тем, у кого очень сухая кожа.
- Крем для лица 8 Hour Skin Protector, Elizabeth Arden. Элизабет Арден обожала лошадей и крем с касторовым и вазелиновым маслом в 1930-м придумала как раз для них — заживлять ссадины. Людям он тоже помогает, если кожа обгорела или обветрела, загрубела на локтях и коленях, потрескалась на губах.