Для всех, кто любит духи и хочет узнать о них кое-что новое, мы продолжаем цикл статей об истории парфюмерии, автор которых — Екатерина Хмелевская, основатель популярного блога об ароматах Aroma Blog. Тема сегодняшней статьи — самые известные духи начала прошлого века.
Современная парфюмерная индустрия сформировалась в прекрасную эпоху, или Belle Epoque, — так называли пару десятков относительно спокойных лет до начала Первой мировой войны. Что интересно, с тех пор отрасль мало изменилась. Все, что было придумано в первые десятилетия ХХ века, с успехом используется и сейчас.
Парфюмерным «местом силы» стала Франция, а не Германия или Англия, хотя у них тоже были шансы. Но для французов обстоятельства сложились удачней. К началу ХХ века у Франции были богатые сырьем колонии и свой процветающий цветущий юг — Прованс. Париж вновь отстроился после пожарищ Парижской коммуны. Неспокойный пролетариат выселили на окраины, а в центре столицы стали расти роскошные бутики и универмаги. Это было время элегантности, оптимизма и прогресса.
К 1900-му году в городе работало более 20 домов высокой моды, братья Люмьер крутили кино, братья Рено собирали автомобили, братья Герлен делали духи. Более 50 миллионов гостей посетили Всемирную выставку в Париже. Шумный космополитичный богатый город привлекал творческих людей и наполнялся ароматами.
В 1903-м в Париж приехал предприимчивый корсиканец Франсуа Спотюрно. Судьба его помотала отчаянно. Начинал он свою трудовую биографию грузчиком в Марселе, а к 30-м годам считался одним из самых утонченных модников Франции. Череда удачных знакомств привела его в столицу парфюмерного производства — Грасс, где Франсуа прошел обучение на одной из крупнейших парфюмерных фабрик Chiris. Вскоре он почувствовал силы создать собственную марку. Но для начала взял более благозвучную и запоминающуюся фамилию матери — Коти.
Франсуа Коти был новичком в индустрии роскоши и не мог соперничать с именитыми домами Houbigant, Lubin или Guerlain, обслуживающими аристократов. Но быстро нашел свою нишу — духи для растущего, настырного и жаждущего роскоши среднего класса. Жены и дочки буржуа не ходили в бутики. Они совершали налеты на универмаги Galeries Lafayette, Le Bon Marché, Grands Magasins du Louvre. В последнем Коти и решил продавать свою продукцию.
Директор магазина наотрез отказался выставлять на прилавки духи никому не известной марки. Тогда по легенде Коти грохнул об пол флакон своих первых духов La Rose Jaqueminot. Посетительницы универмага сбежались на шум и, конечно же, на запах. Глубокий, темный, пудровый аромат медовой розы с зеленью покорил всех. Дамы требовали еще. Директор Grands Magasins du Louvre вынужден был согласиться.
По слухам, Франсуа Коти ожидал отказа, сцену срежиссировал и великолепно сыграл, а «посетительниц» нанял за деньги. Как бы то ни было, в первый же месяц начинающий парфюмер получил заказ на 500 флаконов своих духов, и весь тираж стремительно распродал.
Когда Коти с женой разливал и упаковывал первую партию La Rose Jaqueminot прямо на кухне собственной квартиры, его посетила мысль помещать свою продукцию не в стандартные бутылки, которые стекольные заводы продавали всем подряд, а заказывать индивидуальные флаконы — для каждого аромата свои. Да, дорого. Но марка станет более узнаваемой. Сейчас для нас это уже в порядке вещей, а в начале прошлого века так никто не делал.
Коти обратился ко многим дизайнерам, в том числе к модному архитектору и ювелиру Рене Лалику. И вместе они создали прекрасные духи, такие как Ambre Antique (1910), о которых сейчас мечтают коллекционеры всего мира.
Большое внимание Коти уделял этикеткам, упаковке, рекламе. Он придумал выпускать продукты по уходу за телом с ароматом любимых духов и красиво оформленные парфюмерные наборы из нескольких маленьких флакончиков. В общем, делал все, чтобы его клиентки чувствовали, что приобретают сокровище.
Франсуа Коти любил говорить: «Дайте женщине лучший продукт из тех, что вы можете создать, подайте его в безупречно красивом флаконе, предложите за него разумную цену — и вы станете свидетелем рождения бизнеса невиданного размера». Так и вышло. Уже в 1908-м Франсуа Коти построил на окраине Парижа собственную фабрику, которая выпускала до 100 тысяч флаконов духов в день.
В 1904-м в Париже на улице Мира открылся бутик Caron. Его владельцем был гениальный самоучка Эрнест Дальтрофф. Где он набрался знаний, опыта и где приобрел первоначальный капитал, история умалчивает. Упоминается только еврейское местечко в Румынии да дебри Амазонии. В Париже Дальтрофф сразу взял быка за рога. Купил угасающую галантерейную лавочку Анны-Марии Карон и влюбился в энергичную модистку Фелицию Ванпуй. Их с Фелицией творческий дуэт и звучное имя Caron быстро приобрели известность.
Дальтрофф смело экспериментировал с сырьем, создавая необычные, провокационные, новаторские композиции, которым многие подражали и о которых мечтали. В их числе первые успешные духи Caron — Narcisse Noire (1911), чувственные, яркие, с нотами флердоранжа и мускуса. В 50-е они стали одним из первых примеров парфюмерного продакт-плейсмента: над роскошным флаконом-чернильницей Narcisse Noire томно вздыхает Глория Свенссон в фильме «Сансет бульвар».
Нежный пудровый аромат с розой N`Aimez Que Moi Caron («Не люби никого, кроме меня»), по одной легенде, Дальтрофф сделал для Фелиции, на которой так никогда и не женился. По другой — для девушек, ждущих солдат с фронтов Первой мировой. Эти солдаты позже увезли из освобожденной Франции по флакону, разнося славу Caron по всему миру.
В 1911-м из Лувра была украдена Мона Лиза, в журналах стартовал цикл историй о Фантомасе, а в Монте-Карло начались первые автогонки. В этом же году знаменитый кутюрье Поль Пуаре представил публике свои первые духи под маркой Parfums de Rosine. Представил с помпой, и с тех пор жанр парфюмерной презентации развился в отдельный вид искусства. Кутюрье собрал в своем доме сливки парижского общества и художественного мира на вечеринку под названием «Тысяча и вторая ночь».
Сад был украшен фонарями и пестрыми тропическими птицами. Сама мадам Пуаре в модном расшитом халате-кимоно сидела в золотой клетке. Поль Пуаре в костюме султана ходил среди гостей и дарил каждому по флакону духов «Персидская ночь». Флаконы у Пуаре были дорогие, расписанные вручную и богато украшенные в стиле его последних коллекций. Неудивительно, что марка не пережила Великую депрессию и вскоре разорилась.
Но это было позже. А тогда, во времена Belle Epoque, индустрия парфюмерии стремительно менялась, приобретая такие знакомые нам черты. Появились флаконы для конкретных духов, запоминающиеся названия, яркие этикетки и реклама с кинозвездами. Начались и никак не закончатся до сих пор презентации. Но главное, в первые десятилетия ХХ века сформировались основные классы духов: восточные пряные, восточные амбровые, цветочные, шипровые, фужерные. Парфюмеры смогли добавить к ним новые только в 90-е, с изобретением акватики и ростом популярности гурманской темы.