Татьяна Кожевина (23), единственная девушка-авиамеханик в цехе периодического и оперативного технического обслуживания компании «S7». Она рассказала, как к ней относятся коллеги и начальство и что балалайка — это не музыкальный инструмент.
С чего все началось
В детстве я успела и помечтать о сцене (выступала в местном Доме культуры), и даже хотела стать оперативником полиции, потому что всегда отличалась от сверстников позицией «борца за справедливость».
Но в университет я отбор не прошла, тогда после успешной сдачи школьных экзаменов мое внимание привлек институт с огромной ракетой во дворе. Так я случайно оказалась в судьбоносном вузе на факультете гражданской авиации.
Это напомнило игру в рулетку: услышала «красивая форма, знание физики, эксплуатация» и просто пошла туда учиться. Не советую подросткам повторять такое. Мне все же повезло, и специальность, на которой я оказалась, была интересной и превратилась в мечту. При этом мне пригодились знания, которые я получила, копаясь с папой в гараже.
Как устроилась на работу
Авиамеханик — мужская специальность. Поэтому, отправив свое резюме в десятки авиакомпаний, я получала либо отказы, либо молчание в ответ. Все-таки удача улыбнулась: мне позвонили из компании «S7» и после длительного телефонного разговора назначили собеседование. Оно длилось около часа, задавали вопросы на профессиональную тематику. А еще спрашивали, смогу ли я выполнять тяжелую работу и работать в коллективе из 190 мужчин?
Я держалась уверенно, и мне дали шанс. Так я и стала той самой Гаечкой из Новосибирска, а именно — авиамехаником по обслуживанию воздушных судов зарубежного производства.
О коллегах
В моем коллективе 190 мужчин, авиамехаников тут точно хватает. Но мнение о девушках в этой профессии двоякое: большинство считает, что это глупый выбор для девушки с высшим образованием. Но есть группа людей, которые поддерживают меня в этом начинании. Они видят, как я стараюсь.
А вот коллеги по цеху настолько ко мне привыкли, что для многих я — Танюха, свой механик, который после восьми часов вечера снимает робу и переодевается в красивое платье.
Интеллигентная часть коллектива обычно старается не только не материться при мне, но даже помогают донести что-то тяжелое.
У нас с ними много своих словечек. Но большинство этих профессиональных терминов лучше не произносить вслух. Чаще всего любые инструменты мы называем удобным для нас образом: шерница или балалайка. Персонал в авиации тоже называют по-разному: слоны, мартышки или кабаны (они же — работники и механики).
О проблемах в связи с запретом профессии
Начальство меня не рассматривает как перспективного сотрудника. Ожидают моего: «Ухожу, наигралась». Но я не сдаюсь и верю, что, как Исабель, первая женщина-президент, я займу свою нишу в авиации.
Ограничение женщин в выборе профессии напоминает о том, что равноправия еще нет. Я бы полностью уничтожила этот список с запретом, позволив всем следовать своей мечте. Если кто-то волнуется за репродуктивную функцию девушки и ее физические возможности, тогда можно ввести перечень ограничений (поднимаемый вес и график работы).
Стереотипы о профессии авиамеханика
Часто слышу, особенно от пожилых людей, что авиамеханик — это человек без образования. Но без профильного образования никто работать по этой специальности вас не возьмет.
Еще иногда говорят, что механик — это тот, кто просто бездумно крутит гайки. В нашей компании, например, одно из требований, — знание английского, ведь вся документация именно на этом языке. Мы используем рабочие программы, решаем сложные задачи, а не крутим винты.
Что входит в обязанности
Я работаю «два через два». Смена длится 12 часов. Встаю в 5:30 утра, домой прихожу около десяти вечера. В мои обязанности входит обслуживание воздушного судна тяжелой формы периодичности (то, у которого более 12 000 часов налета). Работа выполняется в ангаре, у каждого специалиста свой перечень заданий. Их выдает инженер, под его контролем и работают механики и техники. Типичные задачи — инспекция самолета, дефектация, устранение неисправностей и ремонт.
Трудности профессии
Единственные минусы профессии — это условия труда (шум и плохое освещение) и то, что приходится поднимать тяжести. У нас много людей с сорванными спинами. Тут не стоит мечтать о зарплате хоть чуть-чуть приближенной к достойной, по крайней мере, в России. Точные цифры — конфиденциальная информация, но наш труд явно недооценивают. Карьерный рост возможен только для специалистов с высшим образованием.
Есть много направлений, в которых можно развиваться, получив ценный опыт: инженер, начальник смены, ведущий инженер или же начальник цеха. Еще мне лично не хватает в коллективе девушек.
Как стать авиамехаником
Любому авиамеханику требуется знание авиационной техники, понимание принципов ее работы, основы физики, сопромата и инженерной графики.
Нужно среднее специальное или высшее авиационное образование, совершеннолетний возраст, отсутствие противопоказаний и желание работать. Ответственность очень важна: мы несем ее за тысячи людей, которые окажутся на борту.
Также мы проходим медицинскую комиссию перед трудоустройством и каждый последующий год. Моя работа относится к категории «вредных», потому противопоказана людям с нарушениями зрения, слуха, вестибулярного аппарата и тем, у кого страдает психика.
Читай также о женщинах, которые работают:
- Третьим помощником капитана;
- Крановщицей.