Советских дикторов сейчас принято представлять людьми строгими, существующими в рамках жестких правил ведения эфира. А вот зрители считали иначе, видя во многих ведущих очень много человечного, подсматривая за их внешним видом, гадая, у кого с кем роман. Но главное, что лицам и голосам из телевизора искренне доверяли. Команда Леди Mail вспомнила самых близких женщин-дикторов на советском телевидении.
Анна Шатилова
С одной стороны, Анна Шатилова — тот самый золотой стандарт советского диктора, эта уникальная женщина буквально напрямую ассоциируется с этим понятием, ее голос впечатан в подсознание не только ныне живущих в России советских людей, но и их вполне постсоветских потомков. Шутка ли, сейчас Анне Шатиловой уже 86 лет, а она вовсю готовится к важнейшей миссии — традиционной своей работе на Параде Победы 9 мая.
С другой же стороны, Анна Шатилова — пример советского, если можно выразиться, личного бренда, ведь так стильно среди дикторов ЦТ старой школы не выглядел почти никто. Ее облик с алыми акцентами, заметными украшениями, фирменными очками с чуть тонированными линзами и укладкой узнаваем и ярок, даже нынешний гардероб Шатиловой — буквально учебник для любой дамы элегантного возраста. Кстати, любовь к красному цвету в работе у Шатиловой появилась после работы в Японии — диктор некоторое время вела популярную в стране передачу «Говорите по-русски».
Полстраны, не зная о счастливой семейной жизни многих телезвезд, гадала, были ли отношения у Анны Шатиловой с коллегой Игорем Кирилловым. А те всю жизнь общались очень тепло, но строго на «вы». Но все же больше всего Анна Шатилова запомнилась советскому зрителю по новостным эфирам — в самые стрессовые моменты диктор не терялась и сам звук ее потрясающего голоса, когда давал понять, насколько все серьезно, а когда и останавливал панику.
Юлия Белянчикова
Первый реально звездный телевизионный доктор в нашей стране поначалу вообще без энтузиазма восприняла предложение вести научно-популярную программу о медицине. Да, все правильно, Юлию Белянчикову пригласили на советское телевидение, не наоборот. Дело в том, что молодой врач из Центрального института переливания крови отлично знала английский язык и была во время международной конференции прикреплена к иностранным участникам.
Научное событие снимали, а доктор так лихо переводила все участникам конференции и так спокойно держалась в кадре, что телевизионщики ее способности оценили. Ведущая «Здоровья» Алла Мелик-Пашаева покинула свое рабочее место, уехав в другой город, для программы был нужен в первую очередь не диктор, а доктор. Белянчикова, умница и красавица, была идеальным кандидатом. После некоторого колебания, к 1969 году, девушка сдалась. И стала телезвездой.
Именно Белянчикова рассказывала о новейших разработках отечественной медицины, причем очень простым языком. Доктору Белянчиковой (а чаще «Юлечке») приходили потоки писем с вопросами о здоровье, о том, как поддерживать свой организм в норме и как помочь в случае чего другим: распознать инсульт, помочь при обмороке, оказать помощь при несчастном случае. Она называла такие послания «пульсом», по которому можно определить, хорошо ли она делает свою работу. Если сначала писем приходило около нескольких десятков в месяц, то через пару лет — 15 тысяч в месяц.
Татьяна Черняева
«Это учеба и игра», пелось в заставке советской и российской программы «АБВГДейка» — передачи для детей, которых пора была готовить к школе. Вместо детей (а иногда и вместе с детьми) в студии за партами сидели клоуны, а учила их временами строгая, но очень милая учительница Татьяна Кирилловна — помощник режиссера учебной редакции Татьяна Черняева.
Татьяна Черняева попала в журналистику, по ее словам, удивительно легко: сначала девушка собиралась учиться ракетостроению, но быстро поняла, что это не ее занятие. Вместо суровой работы с оружием обороны молодая девушка поступила сначала в литературный вуз, а потом и в Москву приехала — поступать на журфак МГУ. А затем Черняева отправилась на Шаболовку, искать работу. Бойкую девушку заметили и пригласили в отдел молодежных передач.
Формат, отчасти вдохновленный «Улицей Сезам», но больше сосредоточенный на обучении, Черняева придумала вместе с Эдуардом Успенским. «АБВГДейка» имела огромную популярность, о чем говорит хотя бы тот факт, что программа в телеэфире пробыла больше сорока лет. За это время Татьяну Кирилловну «повысили» до директора необычной школы, а учителями были уже другие ведущие. Только в 2018 году программа перестала выходить на телевидении, но даже после закрытия некоторое время проработала в соцсетях — последние выпуски «АБВГДейки» выходили во время пандемии коронавируса.