Звезды
МодаКрасотаСемья и ДетиДомГороскопы
Стиль жизни
Психология
Рецепты
РейтингиWellnessВыпускной 2025Сделано в России

Сквозь железный занавес. Телеведущие СССР, показывавшие жизнь за рубежом

14 июня 2025
Юрий Сенкевич
Источник: РИА Новости

Если думаете, что Советский Союз был на все сто процентов изолирован от окружающего мира, это совсем не так. «Оберегать от контактов», как в фильме «Добро пожаловать, или посторонним вход запрещен», страну приходилось, но степень контроля в этой области была разной. Даже в самые бурные годы холодной войны в СССР невероятным успехом пользовались телепрограммы о жизни других. Редакция Леди Mail вспомнила о самых ярких ведущих той поры.

Валентин Зорин

Валентин Зорин
Источник: РИА Новости

Конечно, разговор о том, как советские зрители узнавали об «их нравах», нельзя вести без рассказа о самых ярких ведущих «Международной панорамы». Тележурнал выходил с 1969 года до самого перестроечного 1987 года, и хоть основной задачей ее ведущих и репортеров было показать, что на этом самом Западе происходит не так (а не так происходило да и происходит достаточно), для советских зрителей «Международная панорама» была настоящим окном в западный мир. А ведущие передачи были не дикторами, а именно практикующими журналистами-международниками, настоящими рок-звездами в профессии.

Валентин Зорин был как раз одной из таких ярких звезд — он был потрясающим специалистом по истории, политике и экономике Соединенных Штатов, что делало его идеальным рассказчиком о главном конкуренте Советского Союза, о его слабых местах и — самое удивительное! — о сходстве рабочего класса по обе стороны железного занавеса.

Зорин стал единственным журналистом из СССР, организовавшим собственное расследование убийства Джона Кеннеди — фильм «Загадки Далласа» скрупулезно исследует в первую очередь среду, в которой оказался молодой, харизматичный президент, демонстрирует положение и поведение его противников. И если Америка называла весь СССР «империей зла», то Валентин Зорин в своих работах яростно критиковал американские власти, пренебрегающие интересами своих же избирателей, американский колониализм, американский подход к политике. Но никогда не американский народ.

Генрих Боровик

Генрих Боровик в Кабуле, 1980 год
Источник: РИА Новости

Бойкий, гиперактивный, точнейший в определениях Генрих Боровик оказался самым молодым в плеяде ведущих «Международной панорамы» — выезжать за рубеж молодой журналист начал, когда ему было чуть за двадцать, именно он находился в команде Никиты Хрущева, прибывшей на выступление в Генассамблею ООН, именно он общался с Фиделем Кастро, рыбачил с Хемингуэем, а потом вместе с Романом Карменом создавал острейший фильм «Пылающий остров».

Глазами Генриха Боровика в СССР видели антивоенное движение в США, когда Линдон Джонсон продолжил бомбить Вьетнам. Шедшие вразрез с политикой вашингтонского обкома журналы в Штатах, например, только набирающий обороты Esqire, приглашали Боровика для гостевых публикаций. Генрих Боровик показывал советскому и иностранному читателю и зрителю, как выглядит западный империализм — развалины вьетнамского Ханоя, кровавый переворот в Индонезии, свержение и убийство Сальвадора Альенде в Чили. Кстати, авторская программа Генриха Боровика так и называлась — «Камера смотрит в мир».

Уже работая в «Международной панораме», Генрих Боровик также сотрудничал с режиссером Романом Карменом, создавая советско-американский документальный сериал о Великой отечественной войне, прошедший по 50 телеканалам США под названием «Неизвестная война». Сейчас Генриху Боровику 95 лет.

Александр Бовин

Александр Бовин
Источник: РИА Новости

На советском телевидении Александр Бовин был исключением из множества правил. Когда этот большой, почти вальяжный, без галстука, в расстегнутом пиджаке и с неизменными и неуставными усами (до явления миру сначала Влада Листьева, а потом Леонида Якубовича еще были годы) начинал неспешно рассказывать об обстановке в мире, зрители вдруг чувствовали, что их не поучают, а что с ними делятся чем-то очень важным. И чертовски интересным.

Каждое слово, произнесенное Александром Бовиным в кадре, будто вышло из палаты мер и весов — точнее сказать было просто нельзя. Определенность была для журналиста очень важна: образование он изначально получил юридическое, а уж в этой области быстро учишься ценить не то что слово — даже знак препинания. 

Для меня свобода слова есть возможность сказать то, что я хочу. На этом в принципе можно было бы поставить точку. Но точка не ставится: свобода слова требует ответственности за то, что ты говоришь. Зачастую журналисты делают акцент на слове «свобода», а не на том, что они отвечают за слово, которое сказали.

Удивительно, но журналистика в чистом виде была для Бовина чем-то вроде почетной ссылки — он долгие годы работал в Отделе ЦК по работе с компартиями соцстран, начальником его был будущий генсек Юрий Андропов, а речи он писал для Леонида Брежнева примерно с конца 1960-х. В 1972 году Бовин попал в опалу, его переназначили политобозревателем в «Известия», но если план ЦК заключался в том, чтобы приглушить голос Бовина, то он не очень удался. Ведь журналист-Бовин стал гораздо известнее простым жителям Советского Союза, чем Бовин-политтехнолог. По Союзу 1970-х гуляла шутка: если советского человека беспокоит Гондурас и отсутствие мировой стабильности, значит он наслушался Бовина.

Борис Вассин

Борис Вассин
Источник: Кадр из фильма

Его называют самым загадочным телеработником СССР — советские зрители слышали его гораздо чаще, чем видели. И звук в этом случае был гораздо важнее, ведь Борис Вассин был голосом программы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады».

Именно Вассин вместе с командой, работавшей над передачей, становился проводником между советскими меломанами и музыкой из-за железного занавеса. Рок советские чиновники в «Мелодии и ритмы» не особенно допускали, а вот диско считалось вполне себе нейтральным музыкальным жанром, главное — чтобы на экране обходилось без слишком откровенных костюмов и танцев. А так — на советский экран попадали и Boney M., и ABBA, и Далида, и Джо Дассен, и Аманда Лир, и целая череда любимых итальянских музыкантов, от Ricchi e Poveri до Тото Кутуньо.

Борис Вассин
Источник: Кадр из фильма

А вот увидеть диктора Центрального телевидения Бориса Вассина можно было только в новостной студии: сводки он читал в гораздо более сдержанной манере, так что некоторые даже не догадывались сопоставить долгожданное «В эфире "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады", добрый вечер, уважаемые товарищи!» с серьезным человеком в телевизоре. 

Юрий Сенкевич

Юрий Сенкевич
Источник: РИА Новости

Путешественники, покорители нетронутых «цивилизацией» пространств всегда были советскими героями. Поколения и поколения советских мальчишек и девчонок мечтали о дальних странствиях, преодолении трудностей, непременно с риском для здоровья, но непременно же со счастливым финалом. Но только ко все тем же семидесятым мечта обрела телевизионный облик — улыбчивого, крепкого и бесстрашного Юрия Сенкевича.

Потомственный врач, он чуть не полетел в космос — Сенкевич долго работал в Институте медико-биологических проблем, который как помогал покорителям космоса, так и планировал отправить на орбиту своих самых выносливых сотрудников. Так что неудивительно, что Сенкевича отправили выживать в экстремальных условиях — на антарктической базе «Восток». Но с программой космического полета не сложилось: вместо нее у Юрия Сенкевича появилась другая жизнь и другая страсть, к земным путешествиям.

Вести «Клуб кинопутешествий» (именно так изначально называлась программа) Юрий Сенкевич начал в 1973 году, тогда у него за спиной уже были, например, путешествия с легендарным Туром Хейердалом, на его папирусных лодках «Ра» и «Ра-2» — неугомонный норвежец хотел доказать, что древние египтяне были способны пересекать океан, а еще решил, что в его международной команде судовой врач должен непременно обладать чувством юмора и быть русским. В Академии наук Хейердалу посоветовали Юрия Сенкевича — так началась их долгая дружба.

Именно Сенкевич готовил первую группу альпинистов из СССР перед восхождением на Эверест, из лагеря он снимал материалы для «Клуба», а всего команда телепрограммы объездила 125 стран мира. Гостями «Клуба путешествий» были Жак-Ив Кусто, Жан Майоль, разумеется, Тур Хейердал, Федор Конюхов и многие другие. Передача попала в Книгу рекордов Гиннесса как старейшая на советском телевидении, а потом она пережила и сам Союз — выпуски продолжали выходить до 2003 года, до самой смерти Юрия Сенкевича.