Почти 15 лет «Оскар», кажется, нещадно трясло, как и многие другие масштабные западные шоу, которые в эпоху до появления соцсетей (а теперь уже и нейросетей!) значили для поп-культуры гораздо больше, чем сейчас. Но все-таки даже современные церемонии вручения наград Американской киноакадемии, с не всегда смешными ведущими, не всегда действительно великими фильмами-победителями, да даже не всегда интересными для сплетников скандалами, отображают реальность киноиндустрии. Да и забавных и ярких историй на них все-таки случалось достаточно. Команда Леди Mail готовится к 97-й церемонии вручения золотых рыцарей и перебирает золотые же моменты «Оскаров» последних лет.
Эпичное падение Дженнифер Лоуренс по дороге за «Оскаром» — 2013 год
Да, именно такие вещи обсуждались в 2013 году как яркий момент 85-й церемонии «Оскар». Победителя в категории «Лучший фильм года» сходу мало кто назовет (подсказываем: «Операция "Арго"» Бена Аффлека), а вот актрису Дженнифер Лоуренс, которая запуталась в платье, пока шла по лестнице за желанной наградой за роль в «Мой парень — псих», запомнили, кажется, навсегда.
Виновник происшествия — платье-бюстье в духе нью-лук, в оттенке пудры c едва заметным растительным узором, эффектным треном сзади и очень длинным подолом. Сотворил это чудо Раф Симонс, и Дженнифер Лоуренс в этом платье была и правда прекрасна, но именно о длинный подол и запнулась актриса, пока шла по лестнице к сцене. Реакция самой Лоуренс была, как водится, очень непосредственной, что называется, смех сквозь слезы, но именно искренность актрисы и подкупила зрителей — эта «девушка по соседству» просто не привыкла к шикарным платьям, а это же почти мило.
Мемов с падением Лоуренс, конечно, наклепали, но многие при этом признавали, что этот случай оказался сродни обидному падению на подиуме Наоми Кэмпбелл на показе Vivienne Westwood — упала она так удачно, а хохотала над собой, сидя на подиуме, так задорно, что некоторые дизайнеры потом просили ее упасть на их шоу уже специально. Автор платья Раф Симонс, кстати говоря, тоже в итоге оказался в выигрыше: платье падения взлетело в цене до четырех миллионов долларов.
Очень звездное селфи — 2014 год
Как говорится, почувствуйте себя старыми — этому снимку уже почти 11 лет. Селфи с церемонии «Оскар» 2014 года, которую вела Эллен Дедженерес, превратилось в этакую капсулу времени, когда Голливуд официально соприкоснулся с соцсетями и взорвал таким образом Интернет.
Кстати, сделала селфи вовсе не сама Эллен, а Брэдли Купер. Ведущая планировала снять и запостить фото с Мерил Стрип, но к ней в кадр очень быстро собралась целая толпа из звезд, так что скоро Купер взял дело в свои руки. Дедженерес написала в своем аккаунте: «Если бы только у Брэдли была рука длиннее. Лучшая фотография в истории». Может, и не лучшая, но точно самая звездная. Кроме Купера на снимке такие селебрити, как Мерил Стрип, Джулия Робертс, еще вполне счастливые вместе Брэд Питт и Анджелина Джоли, еще никем не отмененный Кевин Спейси, все та же Дженнифер Лоуренс, а также Лупита Нионго с братом Питером, Ченнинг Татум и совсем чуточку Джаред Лето (в углу, рядом с Дженнифер Лоуренс — это он).
Леонардо ДиКаприо получил свой «Оскар» — 2016 год
Вообще-то многие актеры подолгу игнорируются киноакадемией, Леонардо ДиКаприо никогда не был одинок в своей неудачливости относительно «Оскаров». До него регулярно без статуэток оставались великий Питер О'Тул, не менее великая Гленн Клоуз, легендарный Кирк Дуглас (ему вручили награду за жизненные достижения, что было почти издевательством, как и в случае с Чарли Чаплином). Но Лео в 2016 году наконец-таки прервал свою полосу невезения — и вырвал себе статуэтку после роли в фильме «Выживший» режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Особенно тогда всех растрогали снимки с церемонии, где Леонардо запечатлели обнимающим свою близкую подругу Кейт Уинслет (настолько близкую, что она, по слухам, зимой 2024 года отчитывала его за промедление с женитьбой на Виттории Черетти).
Что тогда творилось в соцсетях по всему миру, было трудно себе представить, за победу ДиКаприо «топили» даже в русскоязычном сегменте интернета, сетуя на вселенскую несправедливость: актер-талисман Мартина Скорсезе с русскими корнями был тогда народным любимцем и у нас, так что за него переживали на полном серьезе. Хотя некоторые и подмечали, что эту статуэтку ДиКаприо все-таки получил скорее еще и за предыдущие свои киноработы, по сравнению с которыми роль добытчика пушнины, вступающего в рукопашный бой с медведем, все-таки меркнет.
Красноречивый дуэт Леди Гаги и Брэдли Купера — 2019 год
Многие обсуждения победителей оскаровской гонки в 2019 году не могли затмить главную тему церемонии: дуэт Леди Гаги и актера-режиссера-дирижера-на-полставки Брэдли Купера, которые исполнили песню Shallow из совместного фильма «Звезда родилась», получившего всего одну победу из пяти номинаций: собственно, за эту самую песню. Гага и Купер так проникновенно пели в один микрофон, сидя за фортепьяно и прижимаясь друг к другу щекой к щеке, что многие зрители немножко оторопели: в зале находилась возлюбленная актера, модель Ирина Шейк, а тут, на сцене, разве что только искры не летят!
Слухи об отношениях режиссера «Звезда родилась» и певицы, исполнившей в нем главную женскую роль, тихонько шли по западным соцсетям еще до премии, а когда огромная аудитория увидела крупные планы проникновенно поющих Брэдли и Гаги, то интернет решил, что все понял, и затрубил о романе. Оба все намеки о какой-то особо сильной «химии» упорно отрицали. Брэдли Купер в какой-то момент вовсе заявил, что каждый влюбленный взгляд во время оскаровского номера был актерски отрепетирован заранее, чтобы самому Куперу не было так страшно петь вживую в прямом эфире, мол, играть влюбленного музыканта ему было психологически проще, чем быть на сцене поющим актером.
И все-таки уже через пару месяцев Брэдли Купер и Ирина Шейк расстались, после чего в соцсетях Леди Гаги несколько дней происходило следующее: комментарии к постам звезды наполнились сообщениями на русском языке с общим посылом, вроде «Крым себе вернули — и Брэдли Ирине вернем!», «Продам гараж» и волчьими цитатами, какие часто мелькают в комментариях в аккаунте другого любимца наших пользователей Сети, Джейсона Стейтема. Вернуть Брэдли такими методами не удалось, но мемы о любви и ревности после дуэта Гаги и Купера до сих пор в ходу!
Корейское нашествие «Паразитов» — 2020 год
Фильму полностью на корейском языке, шедшему в американском прокате с субтитрами на английском и заработавшему совершенно смешные деньги, Киноакадемия в 2020 году вручила аж четыре статуэтки — за лучший фильм на иностранном языке (логично), лучший оригинальный сценарий, лучшую режиссуру и лучший фильм года в принципе. А это тянет на хороший, крепкий триумф. Многие до сих пор искренне недоумевают, за что западная публика так вознесла корейский фильм, смешавший комедию, фарс, кровавый триллер и драму о социальном неравенстве, но доминирование творения Пон Чжун Хо было безоговорочным.
Собственно, без скандала тут не обошлось. Дело в том, что очень многие рядовые американцы были сильно возмущены выбором киноакадемии. И нет, дело не вполне в том, что они выделили не американский, а корейский фильм. Американцы в большинстве своем ненавидят субтитры, предпочитая дубляж иностранных фильмов на английский язык, которым в Штатах, в отличие от России, занимаются не так часто. Вместо этого иногда американские кинокомпании покупают у иностранных киношников права на собственный ремейк той или иной картины, где часть сюжетных ходов по дороге перекраивается на американский лад. Например, французский фильм «1+1» заработал в Штатах 10 миллионов долларов кассы. А свой, очень средненький, если не сказать плохонький ремейк картины, — сто миллионов долларов.
Так вот, американские зрители (включая Дональда Трампа!!!) негодовали, потому что им-де навязывают «какой-то корейский фильм с субтитрами», что вскрыло, что вроде как весьма толерантное общество в Штатах не готово дать шанс иностранному неанглоязычному кино, потому что субтитры — это скучно и неудобно. Возможно, именно поэтому следующий фильм Пон Чжун Хо «Микки 17» уже все-таки будет на английском языке и даже с Робертом Паттинсоном в главной роли — невидимая рука рынка внесла в творчество мастера свои коррективы.
Драка Уилла Смита и Криса Рока — 2022 год
Шла 94-я церемония вручения премии «Оскар», до основных номинаций было еще примерно полчаса, стендапер Крис Рок представлял номинантов на лучший документальный фильм и по дороге произнес: «Джада, не могу дождаться "Солдат Джейн-2"». Реплика была в адрес актрисы Джады Пинкетт-Смит. После непродолжительной паузы к сцене размеренным шагом направился муж актрисы, номинант на лучшую мужскую роль Уилл Смит. Он спокойно поднялся на сцену, дал Крису Року оплеуху и спокойно отправился назад, в зрительный зал. Крис Рок, оправившись от звона в голове, сначала попытался отшутиться, на что Смит из зала прокричал, чтобы тот не произносил имени его жены, так что комик продолжил читать свой текст с суфлера. Зал в шоке, зрители в шоке, фотографы и журналисты в шоке.
Буквально через сорок минут Уилл Смит повторно поднялся на сцену — в этот раз не раздать кому-то на орехи, а получить свой «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Король Ричард» об отце сестер-теннисисток Серены и Винус Уильямс. И залу пришлось аплодировать человеку, который только что устроил один из самых грандиозных скандалов в индустрии за последние пару лет, что было как минимум неловко.
Причина такой вспышки насилия — состояние актрисы Джады Пинкетт-Смит, страдающей от алопеции, выпадения волос, так что она довольно давно сделала выбор в пользу бритья головы. Крис Рок, пошутив над ней, именно поэтому упомянул фильм «Солдат Джейн», где главная героиня, сыгранная Деми Мур, тоже обривает голову. Знал комик про заболевание Джады или нет, Уилл Смит решил, что за жену надо вступаться. На самой церемонии актер не столкнулся с последствиями своих действий, что, кстати, многим не понравилось — некоторые коллеги Смита считали, что драчуна надо было бы вывести из зала от греха подальше. Но потом за него взялись очень сурово: Уилл Смит вылетел из состава Американской киноакадемии, стал на десять лет персоной нон-грата на «Оскарах», лишился нескольких проектов и был вынужден пойти на курсы управления гневом и даже извиниться перед Крисом Роком. Что это было, общественность гадает до сих пор, ведь сначала в Интернете посудили, что вся история с оплеухой может быть постановочной.
Кристофер Нолан и компания собирают урожай «Оскаров» — 2024 год
Пожалуй, «Оскар» 2024 года впервые за долгое время был сфокусирован на кино — и это само по себе было свежо! Да и кино было преимущественно хорошим, многие картины из того наградного сезона запомнились зрителям, что действительно редкость. Тут и Мартин Скорсезе с «Убийцами Цветочной Луны», и Йоргос Лантимос с «Бедными-несчастными», и «Анатомия падения» Жюстин Трие. И все же фаворитом стал Кристофер Нолан.
Шутки про то, что Нолан — гений, существовали и до «Оскаров» 2024 года, но только когда его монументальный «Оппенгеймер» громом небесным пронесся сначала по мировому прокату, а потом и по наградному сезону, этот статус за ним наконец-таки закрепился официально. Несмотря на явный авторский подход Нолана к кино и при этом большую популярность у зрителей, организаторы всевозможных премий, включая американских киноакадемиков, предпочитали создателя «Интерстеллара» и «Начала» обходить стороной. Но когда режиссер со свойственной ему скрупулезностью взялся за историю создателя ядерного оружия, да еще и с такой командой, игнорировать получившийся фильм было невозможно.
Кристофер Нолан забрал долгожданную статуэтку за лучшую режиссуру, его жена Эмма Томас — за лучшую продюсерскую работу, Роберт Дауни-младший наконец стал оскаровским лауреатом (лучшая роль второго плана), композитор Людвиг Йоранссон взял «Оскар» за лучшую музыку, Хойте ван Хойтема был признан лучшим оператором, а Дженнифер Лейм — лучшим монтажером. И конечно, актер Киллиан Мерфи, сыгравший Роберта Оппенгеймера, собрал ворох наград и с первой же номинации получил «Оскар» за лучшую главную мужскую роль. В качестве финального аккорда «Оппенгеймер» признали лучшим фильмом года, что в итоге дало картине семь статуэток. В соцсетях царило удивительное для интернета почти всеобщее согласие, что такой оскаровский расклад был действительно гармоничным. Ведь когда сделано хорошо, не скажешь, что плохо.