Звезды
МодаКрасотаСемья и ДетиДомГороскопы
Стиль жизни
Психология
Рецепты
РейтингиWellnessПодвиг героев

Неповторимая. За что мы все еще любим Людмилу Гурченко

30 марта 2025
Людмила Гурченко
Источник: Legion-Media

Со дня ухода из жизни Людмилы Гурченко прошло 14 лет — долгий срок, за который, тем не менее, не появилось ни одной артистки, способной хоть немного приблизиться и к энергетике Гурченко, и к тому неповторимому флеру магии кино, которым она себя старательно окружала, оставаясь при этом до конца дней острой на язык и непосредственной. Редакция Леди Mail вспоминает, что делало Людмилу Гурченко (назло пародистам и подражателям) совершенно неповторимой, и за что ее продолжают любить по всей стране.

За новую надежду на будущее

Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь»
Источник: РИА Новости

Родившаяся в семье музыкантов, ребенком пережившая оккупацию Харькова фашистами, в юности вырвавшаяся покорять Москву с аккордеоном, Людмила Гурченко выделялась во ВГИКе и своим слухом, и голосом, и уже тогда формирующимся амплуа героини легкого жанра. После первой, довольно небольшой роли в фильме «Дорога правды» Гурченко знаменитой не проснулась. И второй ее фильм «Сердце бьется вновь…» не стал большим кинособытием. Но зато позже на нее обратил внимание «грозный» Иван Пырьев — на «Мосфильме» молодой постановщик Эльдар Рязанов готовился снимать первый действительно большой свой фильм и нуждался именно в таких девушках, какой и была юная Люся Гурченко.

Советская девушка послевоенного времени, 1950-х годов — удивительное киноявление. Она должна была быть близкой и понятной зрителю, но одновременно с этим быть сказкой, мечтой о будущем, до которого уже осталось так мало, что ожидание лишь в радость. Увидев звонкую, юную девушку с осиной талией и открытым, простым и светящимся лицом, Рязанов не просто взял Гурченко в фильм «Карнавальная ночь» (а речь шла именно о нем), но и переработал сценарий, сделав Леночку Крылову одним из центральных персонажей. И «Карнавальная ночь» оказалась не просто сверхпопулярным фильмом, даже не просто картиной, изменившей привычки советских людей отмечать Новый год — «Карнавальная ночь» стала выражением надежды миллионов людей, переживших самую страшную в истории человечества войну, на то, что будущее непременно будет светлым. И Людмила Гурченко в простом элегантном черном платье с белой муфтой, поющая «Песенку о хорошем настроении», была символом этого будущего.

За недооцененный драматический талант

Людмила Гурченко на съемках фильма «Пять вечеров»
Источник: Legion-Media

Несмотря на то что у массового зрителя Людмила Гурченко прочно ассоциируется с «легкими» фильмами, а сама актриса столкнулась в 1960-е с годами простоя, уже в семидесятые постановщики стали чаще обращать внимание на способности Гурченко органично создавать образы сложных героинь с трудной судьбой. Причем жанр фильма не был первостепенно важен: Людмила Гурченко была правдива и в драматическом фильме «20 дней без войны», и в мелодраме Рязанова «Вокзал для двоих», от ее «только бы не было войны» в михалковских «Пяти вечерах» до сих пор пробегают мурашки, но не менее жива и достоверна даже ее Раиса Захаровна в фильме «Любовь и голуби» — ведь комический эффект достигается тем, как серьезна и как по сути своей несчастна женщина, влюбившаяся в Васю Кузякина.

Людмила Гурченко и Олег Басилашвили в фильме «Вокзал для двоих»
Источник: РИА Новости
Однажды на встрече со зрителями Никита Михалков сказал, что есть актрисы, которые семью, ребенка не променяют на хорошую роль, и, покосившись в мою сторону, сказал, что «она» за хорошую роль может поджечь свой дом, сама принесет керосин, — потом будет раскаяние, суд, но роль она сыграет. Я тогда аж сжалась вся. Да нет, не подожгла бы я дом, конечно. И все же это правда. Все мои недуги в работе излечиваются.

За неповторимый стиль

Людмила Гурченко
Источник: Legion-Media

Валентин Юдашкин называл ее фигуру идеальной, а когда ее платья выставляли как модные экспонаты, на современных манекенах они иногда не застегивались — из-за той самой фантастической талии. Вы удивитесь, но красавицей Людмила Гурченко себя не считала. Зато она очень хорошо знала, что подойдет именно ей, какая одежда создаст из просто девушки в зеркале богиню экрана, — именно по этой причине актриса сама выучилась создавать свой гардероб. Не сбейтесь со счета: Людмила Марковна умела шить на руках, конструировать по наитию, кроить на глаз, вышивать пайетками, бисером и нитками, обращаться с бархатом, кружевом и перьями, перелицовывать готовые вещи, делать серьги, броши и другие украшения из подручных вещиц, вроде красивых пуговиц, шить самые настоящие шляпки, про которые никто никогда бы не подумал, что они сделаны за ночь, а не куплены где-то за границей. В условиях дефицита Гурченко вытягивала максимальный эффект из имеющихся у нее материалов. А когда дефицит закончился, она нет-нет, да и переиначивала уже вполне люксовые вещи, считая, что ее индивидуальность стопроцентно важнее, чем самый дорогой бренд.

Купишь в комиссионном идиотское платье большого размера. Сидишь, крутишь, вертишь… выходишь — все ахают! Где купила? Да так, случайно досталось, заморское… И все верили. А я потом, через время — хвать от него рукава, а вместо складок — юбку «дудочкой». И идешь как японская гейша, тюк-тюк-тюк каблучками. Фурор!
Людмила Гурченко
Источник: РИА Новости

Людмила Гурченко одевалась, по советским меркам, эксцентрично: яркие цвета, любовь к очень текстурным тканям, множество деталей, которые актриса щедро добавляла сама к готовым вещам. Когда она сломала ногу на съемочной площадке «Мамы», ей пришлось на некоторое время отказаться от каблуков (а на них у Гурченко были даже домашние туфли), но ради красивой обуви актриса мучительно восстанавливалась упорными тренировками, потому что дива без каблуков — не вполне дива.

Людмила Гурченко
Источник: РИА Новости

Стиль Гурченко был индивидуален до основания, отчасти именно поэтому в двухтысячные находилось множество любителей подшутить, спародировать, изобразить ее на сцене - потому что она была стопроцентно узнаваема, и даже в годы, когда ее увлечение пластической хирургией переходило грани разумного, движения, походка, манера Людмилы Гурченко существовать во времени и пространстве поражали.

За невероятную музыкальность

Людмила Гурченко
Источник: РИА Новости

Хотя слово «шоу» никогда не было свойственным советской действительности, Людмила Гурченко была воплощением этого понятия. Она не просто пела или танцевала в кино или на сцене — Гурченко обладала бешеной, запросто передающейся через экран энергетикой, подчиняющей себе все внимание.

Мало кто был так органичен в жанре советского мюзикла, как Людмила Гурченко — она играла уже добившихся успеха шикарных артисток, как в «Небесных ласточках», уверенных в себе красавиц, как в «Соломенной шляпке», даже советские дети любили актрису после роли в советско-румынско-французском фильме «Мама». А отдельной популярностью пользовались телевизионные бенефисы Людмилы Гурченко, в которых она могла сыграть десятки ролей сразу, исполнить множество музыкальных номеров, да так, чтобы от ее каблучков чуть ли не летели искры.

Людмила Гурченко
Источник: Legion-Media

Но чтобы действительно понять степень таланта Людмилы Гурченко, стоит посмотреть телевизионный моноспектакль актрисы, состоящий полностью из песен военных лет. Одна, в простой декорации старой квартиры, не дива, но актриса, она пела известные миллионам советских зрителей песни, эмоционально сфальшивить в которых значило бы предать нечто безумно важное для всех, кого даже спустя поколения коснулась Великая Отечественная. Гурченко не фальшивила.