Командный коуч и бизнес-тренер Ярослава Борко специально для Леди Mail написала колонку о том, как достичь баланса между карьерой и жизнью.
Ярослава Борко
Командный коуч, бизнес-тренер
Что такое work-life balance
Начнем с понятия work-life balance или «баланс между работой и личной жизнью», разберем каждое слово отдельно и потом соберем вместе.
- Под «работой» (work) в этом выражении обычно понимают выполнение профессиональных обязанностей, развитие навыков, необходимых для профессии, достижение карьерных целей.
- «Личная жизнь» (life) включает все, что не относится к работе: семья, друзья, хобби, саморазвитие, отдых и здоровье.
- «Баланс» (balance) в переводе с французского означает «весы». Следовательно, когда говорят о балансе, то что-то взвешивают или сравнивают между собой.
А как взвешивать работу и личную жизнь, если они нематериальны? Обычно при ответе на этот вопрос дают рекомендации по тайм-менджменту (управлению временем). И вот его главные правила:
- планирование и организация времени;
- установление границ рабочего и личного времени;
- расстановка приоритетов в задачах.
То есть на «весы» work-life balance нам предлагают положить только время.
Однако мой опыт и наблюдения за клиентами показывают, что по критерию «время» всегда выигрывает работа, потому что она приносит деньги, а личная жизнь их забирает на расходы. Потому я советую на «весы» баланса ставить удовлетворенность своей жизнью сейчас и той, которая будет, когда цели будут достигнуты.
Если нет удовлетворенности, то это и есть нарушение work-life balance.
Получается, вопрос «Как управлять своим временем?» можно заменить на другой: «Как управлять качеством и полнотой жизни?» И получить ответ: качество и полноту жизни обеспечивает наш образ жизни и система, поддерживающая его.
Как добиться work-life balance
Как же управлять своим образом жизни и добиться work-life balance? Для этого важно ответить себе на несколько вопросов (и лучше записать ответы на них).
- Как у меня распределено время между следующими сферами: выполнение профессиональных обязанностей, развитие профессиональных навыков, достижение карьерных целей, семья, друзья, хобби, саморазвитие, отдых, здоровье, время наедине с собой?
- Удовлетворена ли я количеством времени, которое занимает каждая сфера жизни?
- Сколько бы я хотела выделять времени на каждую из сфер жизни?
Следующий шаг — пересмотреть формулировку цели и определить желаемые сроки достижения. В этом помогут два важных вопроса.
- Сколько реально времени я сейчас могу выделить на каждую сферу жизни, чтобы начать движение к цели?
- Что именно я могу сделать для того, чтобы начать движение к цели?
В качестве подсказки: самое главное, с чего надо начать — это создать себе условия, при которых у вас будет правильный сон, полноценное питание и физическая активность каждый день.
Новый образ жизни потребует научиться говорить «нет» тем занятиям и людям, которые тянут вас в прошлое, столкнуться с сопротивлением своим и окружающих, обнаружить убеждения, которые приводили к нарушению баланса и трансформировать их в те, что поддерживают новый образ жизни.
Как поддерживать work-life balance
Может показаться, что новый образ жизни создается только психологической работой. Совсем нет. Новый образ жизни — это в первую очередь ритуалы и привычки, направленные на физическое и психологическое здоровье:
- регулярная зарядка по утрам;
- медитация или практики дыхания;
- фитнес, занятия любым видом спорта, который доставляет удовольствие и поднимает энергию;
- привычка планировать свой отдых, наполнять его занятиями, которые дают энергию.
Эти дейтсвия создают условия для хорошего физического состояния, а оно помогает видеть нарушения психологического состояния и работать с ним. Как в самолете: сначала надеть маску на себя, а потом помогать окружающим.
Подводя итог, отмечу, что научиться управлять своим временем с точки зрения work-life balance возможно, главное — захотеть это сделать и поставить цель. А начать можно с самых простых и доступных здесь и сейчас привычек.