Каждый год 9 мая сквер у Большого театра превращается в сакральное место встречи участников Великой Отечественной войны. Как выглядит трогательная традиция, в которой отразилась история поколения победителей, рассказывает редакция Леди Mail.
Когда над землею бушует весна. Встречи фронтовиков у Большого театра
Когда деревья были большими, а участников Великой Отечественной называли не ветеранами, а фронтовиками. В советские годы в сквере на Театральной площади, у Большого театра, 9 мая людей становилось больше, чем цветов на пышно оформленных клумбах.
Театр в годы войны пережил падение фашистской авиабомбы весом в полтонны, артисты Большого не только организовывали фронтовые бригады, но и создавали в эвакуации новые постановки, передавали средства Красной армии. Некоторые вовсе занимались донорством — больше 340 литров крови в общей сложности сдали артисты театра, чтобы спасать жизни советских солдат.
Доподлинно неизвестно, почему точкой притяжения множества людей, прошедших сражения Великой Отечественной войны, стал именно сквер у Большого. Но очень многие фронтовики приезжали в Москву из довольно отдаленных уголков СССР, надеясь найти в годовщину Победы своих сослуживцев на Театральной площади, поговорить, обняться, вспомнить общее прошлое.
В эпоху, когда людей соединяли на расстоянии лишь телефон и почта, встреча у Большого театра становилась способом наладить мосты: обменяться адресами и номерами. Чтобы обнаружить своих, приходилось выделиться в толпе — представить 80 лет спустя трудно, но тогда это были именно толпы еще совсем не старых людей, крепких и вернувшихся к мирной жизни. Но раз в году эти мужчины и женщины, от работников заводов до артистов, становились вновь фронтовиками.
Кто-то прикреплял небольшие таблички с наименованиями своих частей прямо к одежде, кто-то на всякий случай брал свои фотографии времен военной молодости, чтобы быть узнанным спустя годы, а некоторые действовали прямо-таки радикально, готовя дома и привозя в Москву целые транспаранты, чтобы видно было издалека, солдат какого подразделения ищет тот или иной человек. Когда долгожданное воссоединение происходило, последующие встречи у Большого театра становились уже поводом увидеться, обняться. Потом в Москву стали привозить детей. А потом — уже и внуков.
Наравне с фотографиями, капсулой, уместившей в себе кусочек шестидесятнической Москвы, стал фильм Марлена Хуциева «Июльский дождь», финал которого снят в практически документальном формате, прямо во время настоящей встречи фронтовиков в сквере Большого.
На всю оставшуюся жизнь. Встречи ветеранов у Большого театра в постсоветские годы
Небольшая Театральная площадь наблюдала за течением жизни героического поколения — в том числе и за ее осенью. Сначала отцы и матери привозили детей к Большому театру, чтобы и показать им столицу, и познакомить с теми, кто провел с ними бок о бок все военные годы. Но время шло, и настала очередь повзрослевших детей привозить своих пожилых родителей в Москву. Фоторепортажи двухтысячных годов показывают, что столичные власти, уважая традицию ветеранских встреч, продолжали организовывать досуг в изменившемся сквере, проводя там, например, выступления музыкантов — даже спустя десятилетия герои Великой Отечественной, которым позволяли силы, при звуках гармони могли пуститься в пляс, отмечая Победу.
Течение времени уносило за собой людей — и год от года 9 мая к Большому театру приходит все меньше ветеранов, все меньше обнаруживают однополчан или даже хотя бы просто таких же постаревших фронтовиков. Но теперь встречи в сквере приобрели уже совсем другую цель: оставшиеся в живых свидетели войны и Победы встречаются с новым поколением россиян, рассказывая им, зачастую совершенно не знакомым, о том, как отвоевывалось у врага право на все, к чему мы привыкли: на шумные, веселые и вкусные майские праздники, на гремящую из динамиков музыку, на развевающиеся транспаранты и знамена в цветущей столице. На мирную жизнь.