В советской классической комедии «Кавказская пленница» один из персонажей глубокомысленно изрек: «Кто нам мешает, тот нам поможет». Обстоятельства, которые должны были помешать развитию многих отраслей экономики, включая и создание одежды, на деле во многом оказались удивительно стимулирующими: уже работавшие в России бренды не сбавляют оборотов, в том числе потому, что в последние годы на рынке появились новые марки. Редакция Леди Mail рассказывает о брендах, на которых лежит большая ответственность — одевать россиянок, самых красивых женщин в мире.
12 storeez
Трудно поверить в это сейчас, но в первые годы существования 12 storeez был магазином в соцсетях, основанным двумя сестрами-модницами, Ириной и Мариной Голомаздиными. Обе до запуска своего бренда имели устойчивую карьеру в, так сказать, смежных областях: Ирина жила в Екатеринбурге и работала в ритейле, а Марина перебралась в Москву и устроилась в журнал Cosmopolitan Shopping, где сначала была ассистентом стилиста, а потом и редактором. Именно Марина предложила сестре создать собственную марку одежды. Ирина Голомаздина поначалу сомневалась, но идею неожиданно поддержал ее муж, Иван Хохлов. Так что в 2014 году начались продажи первой коллекции 12 storeez.
За почти 11 лет прогресс бренда оказался очевиден: им удавалось долго работать в так называемом мидл-сегменте и создавать крепкую гардеробную базу, ценители которой быстро сформировали верную аудиторию 12 storeez. После целой серии расширений ассортимента и торговой сети, в 2022 году бренд сменил концепцию и занял оставшуюся относительно свободной нишу люкса: премиальные ткани и фурнитура, лаконичный и одновременно наполненный характером дизайн и миллиардные обороты.
Хохлома x Алена Ахмадуллина
Самый экспортный и известный русский промысел удалось переосмыслить ровно настолько, чтобы сохранить его стопроцентную узнаваемость, но при этом уйти от стереотипной лубочности, которой частенько грешат многие дизайнеры. Примечательно, что это оказался редчайший случай, когда в одной точке времени и пространства сошлись все важные факторы для создания роскошного бренда в русском стиле: запрос на «наше» в моде, возможности производства и даже административный ресурс, ведь одним из идеологов создания бренда «Хохлома x Алена Ахмадуллина» стал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин — родина хохломы находится в городке Семенов. А российский дизайнер Алена Ахмадуллина оказалась идеальным креативным директором для нового бренда — с ее тонким чувством наших стилистических корней, любовью к сказочным мотивам и бесспорным качеством работы.
За неполный год бренд «Хохлома x Алена Ахмадуллина» поселился в ГУМе и в Нижнем Новгороде, а производит он далеко не только одежду и аксессуары, включая ювелирную продукцию, но еще и яркие предметы интерьера и даже мебель — и все со сразу угадывающимися мотивами народного промысла номер один. Коллекции одежды сделаны с русским размахом: премиальный шелк и бархат, сложные рисунки и лаконичность формы.
Ushatava
Не декорировать, но украшать — именно так видит свою задачу бренд Ushatava, основанный в Екатеринбурге в 2015 году двумя подругами. Юрист Нино Шаматава и экономист Алиса Ушакова (из их фамилий впоследствии и сложилось интригующее название бренда) не имели понятия, как шить или организовывать производство, но обожали моду. Познакомившись на борту самолета и проговорив о своей страсти весь полет, девушки начали учиться шить вместе, быстро взялись за изготовление экспериментальных лекал — и запустили бренд в соцсетях. Но получилось так лихо, так по-новому, что импульс к расширению появился довольно скоро.
Сейчас Ushatava — один из самых динамичных и остромодных российских брендов, работающих на две линейки: повседневную и подиумную. Одежда Ushatava — это забавный игровой набор для модниц, конструктор без правил, где элементы стыкуются между собой, каждый раз образуя новые и новые сочетания. Сдержанная цветовая палитра бренда с лихвой компенсируется неочевидными формами и любовью к оверсайзу.
IDOL
Абсолютный продукт своего времени, бренд IDOL, принадлежащий Melon Fashion Group (владельцам Zarina, Befree, Love Republic и других не менее популярных российских марок), принял под свое крыло большое количество мастеров своего дела, оставшихся без работы после ухода из России западных брендов. И сейчас IDOL под руководством Ольги Верц продолжает доказывать, что для построения хорошего бизнеса необязательно иметь громкое и уже успешное зарубежное имя.
Кстати, название бренда не столько про самолюбование, сколько аббревиатура от кредо марки — I Do Life. Создатели IDOL ценят сильный характер, любят людей действия и порыва. Во многом именно поэтому первыми же лицами IDOL стали звезды, которые сделали себя сами — Светлана Ходченкова и Дмитрий Нагиев. Дизайнеры IDOL соединяют в одежде для таких людей смелые акценты с добротной базой премиального сегмента, с натуральными составами и тщательно выбранными точками производства и в России, и за рубежом
ROGOV
И снова марке потребовалось около десяти лет, чтобы расцвести и сделать настоящее модное заявление. Российский стилист, блогер и телеведущий Александр Рогов запустил свой именной бренд в 2013 году, но именно в последние годы он стал однозначной величиной в fashion-мире.
Одежда от Рогова эксцентрична ровно настолько, чтобы, по завету самого стилиста, всегда иметь возможность «приглушить» этот эффект базовыми вещами. Однако выкрутить уровень необычности на максимум тоже легко — было бы желание. Оверсайз ROGOV никогда не сидит мешком, всегда сохраняет четкость линии и создает иногда необходимый для модного эскапизма эффект кукольной условности. Тем не менее у бренда много одежды для жизни — просто жизнь эта с таким гардеробом точно не будет скучной.
LIME
Разговор об успешных российских брендах был бы неполным без взвившегося на новые высоты за считанные годы самарского бренда LIME, который взвалил на себя тяжкую ношу «быстрой моды». Из локального магазина LIME вырос в международный бренд, проникший в ближнее зарубежье, — и марке удалось не просто быстро адаптироваться под логистическую встряску, но и выдержать резкий рост аудитории, нашедшей в LIME новый источник трендовых вещей, позволяющих держать руку на модном пульсе.
Но на достигнутом LIME не останавливается. Флагманский московский магазин бренда уже превратился в художественную галерею, зимой 2024 года LIME провел первый показ своей вечерней коллекции, недавно начал выпускать парфюмерию — в общем, активно зашел и обживается на территории премиума.