Звезды
МодаКрасотаСемья и ДетиДомГороскопы
Стиль жизни
Любовь
Рецепты
«Неженские» профессии

Фанатизм: такая странная любовь

24 февраля 2009

Середина шестидесятых. В Америке и Европе родители с ужасом наблюдают, как их благовоспитанные дочери, которые еще год назад невинно любили одноклассников и собирались за них замуж, превратились вдруг в визжащих фурий, рвущих на себе волосы при одном упоминании о Beatles. На концертах визг стоит такой, что не слышно ни звука. Музыканты ежедневно получают тонны корреспонденции с признаниями, угрозами и проклятьями. Если во времена Элвиса можно было говорить о "любви к кумиру", то эпоха Beatles дала понять, что такое фанатизм, масштабный и безграничный...

Анатомия странной любви

Можно долго обсуждать причины фанатизма. Кто-то находит себе кумира из-за недостатка внимания и понимания в семье, кто-то влюбляется в звезду, потому что природа того требует, а рядом нет ни одного мало-мальски достойного кандидата, кто-то находит в фанатизме удобный способ самоутверждения или становится фанатом совершенно случайно - просто потому что так получилось... И по умолчанию, фанатизм - это подростковая болезнь. Что ж, поставим диагноз и найдем самое лучшее лекарство.

Окружающим поведение агрессивно влюбленных девушек кажется чистым безумием. Судите сами: они без памяти влюбляются в придуманный стилистами сценический образ, их ничуть не смущает огромное количество поклонниц (вспомним Beatles - миллионы поклонниц по всему миру) и они готовы смириться с тем, что их чувство всегда будет безответным. Таковы сложившиеся стереотипы, которые, с одной стороны, абсолютно справедливы, с другой - слишком поверхностны.

Независимо от кумира, эпохи или возраста поклонников, фанатизм можно разделить на два вида - идеализация и подражание. Первый случай описал еще Стендаль в трактате "О любви": для того, чтобы влюбиться, совсем не обязательно хорошо знать человека, порой достаточно мимолетного контакта, и процесс идеализации начнется. С этой точки зрения фанатизм ближе всего к любви с первого взгляда. Разумеется, идеализировать чаще всего склонны юные девушки, но есть случаи, выходящие за пределы привычных представлений о фанатизме.

Николай Васин - один из самых известных в мире битломанов, основатель Храма любви, мира и музыки имени Джона Леннона. В 60-х годах, будучи подростком, он начал собирать коллекцию, которая позже прославила его на весь мир: вырезки из газет и журналов, пластинки Beatles во всех вариациях и переизданиях. Остается удивляться, какую недюжинную сообразительность нужно иметь, чтобы выудить эти битломанские сокровища из-за Железного занавеса.

С этой точки зрения Васин - гений почище Нобелевских лауреатов. Разумеется, "Битлы" однажды узнали о своем фанате из Советского Союза, прислали ему автографы и пластинку с дарственной надписью, а в конце 80-х он был приглашен в Ливерпуль. Васин был одним из первых, с кем во время своего визита в Россию встретился Пол МакКартни. Многие считают его городским сумасшедшим, сам же Васин вполне счастлив и продолжает заниматься делом всей своей жизни - строить Храм имени Леннона, Храм имени Beatles.

Больше всего родителей пугает другая форма фанатизма их детей - подражание. Подросток без оглядки перенимает стиль, привычки, манеру поведения и образ жизни кумира. На этом основан эффективный коммерческий ход - приглашать на съемки рекламы звезду. Подражание несколько сближает со звездой, создает иллюзию сходства и родства. Это "входной билет" в ту или иную молодежную компанию. В разумных пределах, подражание вполне нормально - всякая мода основана на подражании тем или иным кумирам, и не важно, берете ли вы за основу истеричный стиль Tokio Hotel или классику Коко Шанель.

Однако, грань между симпатией и манией весьма тонка. За маской подражания можно скрыть неудовлетворенность жизнью и юношеские комплексы, примеряя на себя личину кумира, можно потерять собственное "Я".

Когда я слышу о деструктивности фанатизма, я сразу вспоминаю своего друга детства, страстного фаната группы "Мумий Тролль". Сейчас ему почти 30, 15 лет назад он начал медленное, но верное превращение в своего кумира. Прическа, манера одеваться, мимика, интонации... Уже через пару лет юноша полностью преобразился.

Он стал чрезвычайно популярен среди остальных фанатов, превратился в звезду местного масштаба, пообщаться с которой стало большой честью... Он сменил имя и фамилию, сейчас его зовут Илья, как звали раньше - мало кто знает. Постепенно ему стало все сложнее понимать, чего же он хочет, к чему стремится и ради чего устроил это крупномасштабное переодевание. Из зеркала на него смотрит чужой человек, его называют чужим именем, но весь этот облик стал второй кожей, расстаться с которой нет никаких душевных сил.

Фанатизм - блестящий шанс

Однако у какого бы то ни было социального явления не может быть только одной, негативной стороны. У шестнадцатилетней Анны фанатизм начался стихийно и без каких-либо видимых причин. Были и хорошие отношения в семье, и друзья, и успехи в школе, и здоровая самооценка. Все это не помешало со всем юношеским максимализмом влюбиться в рок-музыканта. Она вовремя поняла, что единственный достойный способ быть ближе к кумиру - "дорасти до его уровня".

Фанатизм стал стартовой площадкой, трамплином для будущего успеха. Он помог определиться с выбором профессии, стал стимулом для самостоятельного изучения нескольких иностранных языков (которые, разумеется, знал кумир). И стоило любимому музыканту похвастаться в интервью прочтением "Троецарствия" в оригинале, как Анна, спустя месяцы упорных занятий, могла подписаться под его словами.

Да, может быть кто-то скажет о потере индивидуальности, о полном отзеркаливании чужой жизни. Кто-то не согласится: молодежь ищет себя любыми способами, фанатизм - один из них. Сейчас Анна живет во Франции, работает в звукозаписывающей компании. С кумиром юности она все-таки познакомилась, только теперь их связывают не буйный фанатизм, а профессиональные и вполне дружеские отношения. Былую привязанность она называет своим выигрышным билетом, лучшим шансом, который подарила ей жизнь.

История знает немало примеров, когда фанаты сами становились знаменитостями. И если некоторые просто греются в лучах чужой славы, то другие становятся самодостаточными последователями кумира. Примеры - в каждом втором интервью. Знаменитые футболисты с детства были ярыми футбольными болельщикам.

Знаменитые музыканты в ранней юности караулили у гостиниц любимых звезд и душу готовы были продать за автограф. Маленькая дочка моих знакомых пару лет назад писала признания в любви Брайану Жуберу, а в следующем году ее ждет первое в жизни очень серьезное соревнование. И знаете, стимул победить у нее гораздо сильнее, чем у любой соперницы. Она - победит.

Известный миллионер и автор книг по личностному росту Роберт Кийосаки считает так же. Он уверен, что подражание кумирам - хороший способ обучения. Герои - это не просто источник вдохновения, благодаря героям жизнь кажется проще. Появляется установка: "Если они это могут, то и я это могу". И вот мальчишки, гоняющие мяч во дворе, перестают быть собой - они Рональдиньо и Бэкхем, Акинфеев и Павлюченко.

Будь я профессиональным психологом, я бы посоветовала умерить пыл, познакомиться с тем парнем из соседнего подъезда и звезд с неба не хватать. "Опуститься на землю", "снять розовые очки" и совершить массу других малоэффективных действий. Но я - бывшая фанатка, которая, правда, уже давно сменила постеры на стенах современной графикой и на концертах слушает музыку, а не оглушает себя собственным же визгом.

Поэтому мои советы сегодняшним фанатам проверены на собственном опыте и весьма неплохи в процессе становления личности.

Во-первых, сохраняйте здравый смысл. Звездам вовсе не интересно общаться со своими клонами, их так же, как и любого человека, интересуют личности.

Во-вторых, используйте сложившуюся ситуацию на все сто: если подражаете, то подражайте лучшим качествам, если мечтаете познакомиться с кумиром, то дорастите до его уровня, если жить не можете без музыки или спорта, то сделайте их своей профессией. Если же кумир - иностранец, то с вашей-то страстью вы овладеете иностранным языком быстрее кого бы то ни было!

Поверьте, не стоит тратить силы на то, чтобы коллекционировать все возможные синглы и фотографии, используйте привязанность с большей эффективностью. Сильные эмоции помогают добиться очень многого, и быть может, именно сегодняшний фанат станет завтрашней звездой. Главное - между созиданием и разрушением сделать правильный выбор.

P.S. Ломаем стереотипы

Фанатизм принимает разные обличия, и молодежные субкультуры - лишь одно из них. В девятнадцатом веке молодые люди подражали Вертеру (и массово уходили из жизни тем же способом). В начале двадцатого кумирами и богами интеллигенции стали поэты. Оценить эту "поэтическую лихорадку" можно было после смерти Блока и Есенина - молодые люди в прямом смысле слова сходили с ума. Перед сеансами фильмов с участием королевы немого кино Веры Холодной начиналась давка, сравнимая с концертами Бадди Холли в 50-х. Толпу разгонял отряд конных драгун, совсем, как на современных футбольных матчах...

Команданте Че до сих пор жив в умах миллионов разновозрастных людей, при жизни Эрнесто Гевару окружали толпы поклонников, считающих за честь броситься под его машину и погибнуть в столь славный момент. Среди поклонников Николая Баскова есть группа фанаток, каждая из которых пребывает в весьма зрелом возрасте, имеет семью и детей.

Это не мешает им давать фору молодежи, заваливать кумира охапками цветов и тратить целое состояние на концерты, проходящие по всему миру. Фаната можно узнать и в водителе автобуса, который всю свою сознательную жизнь слушает Владимира Высоцкого, вытатуировал у себя на плече его портрет и с юности разговаривает нарочито хриплым голосом...