4 марта в российских кинотеатрах состоится долгожданная премьера. Режиссер Тим Бертон представит свою версию фантасмагорической сказки «Алиса в стране чудес» - лучшего произведения одного из самых таинственных англичан в истории литературы. Подобрать ключ к его загадке пытаются вот уже более ста лет...
Это был очень странный джентльмен. Он приехал учиться из какой-то деревушки и поступил в один весьма аристократический колледж при Оксфордском университете. Все в нем было немного несуразным: старомодность в прическе и манерах, застенчивость вкупе с заиканием и неважным слухом, привычка подолгу прогуливаться в одиночестве и ассиметричность лица - один уголок рта поднят вверх, другой загнут вниз. В колледже его знали как блестящего математика Чарльза Лютвиджа Доджсона. В местных редакциях журналов - как поэта и писателя Льюиса Кэрролла.
История Чарльза Лютвиджа Доджсона
Он родился в доме приходского священника в деревне Дарсбери графства Чешир. Мальчик был старшим сыном в семье из одиннадцати детей. Положение обязывало сутки напролет заботиться о младших, и этому непростому делу были посвящены все его детство и юность. При этом семеро из одиннадцати детей были девочками, и Чарльзу волей-неволей пришлось вникнуть во все подробности сложной девчоночьей психологии.
Он рано начал рассказывать сказки. Днем - для того, чтобы развлечь разновозрастных братьев и сестер, ночью - чтобы уложить их спать. До двенадцати лет его образованием занимался отец, а позже он оказался в закрытой школе со строгой дисциплиной и нудными уроками, и сказки понадобились для того, чтобы ловко сбегать в свой внутренний мир во время приступов тоски.
Отчего б не сбежать? Он рисовал юмористические рисунки, а педагоги считали это занятие недостойным джентльмена. Он рисовал левой рукой, а педагоги били по ней указкой. Он учился держать карандаш неудобной правой, и с каждой попыткой неприятие глупых взрослых правил становилось все сильнее. Мир нелогичен, а у людей не больше здравого смысла, чем у шахматных фигур, заучивших свои ходы.
И Чарльз нашел выход. Математика, самый любимый предмет в школе, делала окружающий мир предельно логичным. Сказки переворачивали этот мир вверх дном и потешались над логикой. Идеальное сочетание для того, чтобы перестать воспринимать всерьез и то, и другое.
Учился Чарльз не очень хорошо, зато выдающиеся способности к математике обеспечили ему место в колледже, а после выпуска - преподавательскую должность. Он читал курс лекций по алгебре, читал нудно и неинтересно, постоянно заикался и страшно стеснялся своих студентов. Ему пророчили большое будущее в науке, а потому с молодости стоило задуматься о принятии духовного сана и сопутствующего ему обета безбрачия - это было традиционным условием получения научного статуса. Математик-заика, обреченный на одиночество: у судьбы определенно неплохое чувство юмора, и одному человеку было по силам оценить всю полноту ее остроумия - сэру Льюису Кэрроллу.
История Льюиса Кэрролла
Как меняется актер, когда поднимается на сцену? Как меняется его лицо, его походка и настроение, когда он уходит за кулисы? Когда математик Чарльз покидал колледж, Льюис Кэрролл готовился к выходу в свет. Псевдоним появился в юности, когда начинающий писатель сначала перевел свое имя «Чарльз Лютвидж» на латинский - «Каролюс Людовикус», а затем результат вновь перевел на английский. «Льюис Кэрролл» - идеальный псевдоним для путешествий по зазеркальям и кроличьим норам.
Льюис Кэрролл не представлял науки без творчества, а потому писал рассказы и стихи, очень много рисовал, а позже занялся чрезвычайно сложным для того времени искусством - фотографией. Несмотря на то, что за кафедрой он был крайне застенчив, у него было множество друзей и почти все - из богемной среды. Художники, театральные актеры. Он обожал театр, и за это его неоднократно упрекали добропорядочные коллеги.
Но больше всего Льюис Кэрролл любил рассказывать сказки, и в слушателях недостатка не было - он всегда был окружен свитой из детей и подростков. Как меняется актер, когда становится лицом к залу? Как меняется актер, когда он видит перед собой любимых зрителей - именно тех, ради которых и затевалось представление? Льюис Кэрролл переставал заикаться и моментально превращался в интересного рассказчика и гениального импровизатора. Он сочинял на ходу, мог рассказывать одну историю с утра до позднего вечера, и даже тогда дети его не отпускали. Child friends называл их Кэрролл в дневниках и переписке.
4 июля 1862 года была не самая удачная погода для пикника. Тем не менее это обстоятельство ничуть не смущало Льюиса, его коллегу доктора Дакворта и трех дочерей ректора Лидделла. Девочки по своему обыкновению потребовали очередную сказку, и рассказчику пришла в голову идея, изменившая всю английскую литературу. «Я очень хорошо помню, как в отчаянной попытке придумать что-то новое я для начала отправил свою героиню под землю по кроличьей норе, совершенно не думая о том, что с ней будет дальше».
Прототипом главной героини стала средняя дочь ректора, десятилетняя Алиса, девочка любопытная и серьезная. Был уже поздний вечер, когда преподаватели с детьми вернулись в Оксфорд, и Алиса попросила своего взрослого друга записать ей эту историю. Кэрролл сдержал обещание и уже на следующий день принялся писать «Алису в стране чудес». Он подарил тетрадь со сказкой непосредственной героине, и однажды ее прочитал известный в то время писатель Чарльз Кингсли, гостивший у ректора Лидделла. Он уговорил Кэрролла на публикацию, и первый экземпляр книги автор вручил маленькой Алисе.
А потом «Алиса в стране чудес» зажила собственной жизнью. В романе было все, что так любил Кэрролл, - ирония в адрес общечеловеческой логики, абсурдность правил и образ мыслей, который помнят только дети. Его перевели на множество языков, у писателя появились подражатели и последователи, а художественный абсурд повлиял на литературный процесс настолько, что отголоски этого влияния слышны до сих пор. Льюис Кэрролл опубликовал «Алису», а Чарльз Лютвидж Доджсон почти сразу же выпустил научный труд по теории детерминантов. Математик и сказочник продолжили мирное сосуществование.
Спустя шесть лет Кэрролл пишет продолжение полюбившейся истории - «Сквозь зеркало, и Что там увидела Алиса», общепринятое название в России - «Алиса в Зазеркалье». Параллельно с научными трудами публикует сборники стихов. Испробованный на «Алисе» прием смещения объективной и сказочной реальностей в полной мере реализуется в двухтомном романе «Сильви и Бруно». Последним прижизненным изданием становится сборник стихов «Три заката».
История Белого Рыцаря
Белый Рыцарь был поистине несуразный. В латах не по размеру, со странной поклажей - собственными изобретениями, которые не слишком-то могут пригодиться в реальной жизни. Рядом с седлом был привязан улей - для того, чтобы в нем поселились пчелы и приносили Рыцарю мед, а рядом - мышеловка, чтобы отпугивать мышей. А конь, конечно, имел специальные браслеты на ногах, чтобы акулы не покусали. «Это мое собственное изобретение», - говорил Рыцарь из «Алисы в Зазеркалье». И грустно улыбался, понимая некую неуместность каждого из них. Биографы и исследователи считают, что Белый Рыцарь - пародия Кэрролла на самого себя.
«На нем были жестяные латы - огромные, словно с чужого плеча, а на спине болтался вверх дном и с откинутой крышкой необычной формы деревянный ящик для писем.
- Это мое собственное изобретение! У меня в нем одежда и бутерброды. Надеваю я его, как видишь, вверх дном, и дождь в него не попадает.
- Зато все остальное из него выпадает! - мягко сказала Алиса. - Вы знаете, что крышка у него открыта?
- Нет, - ответил Рыцарь, и тень досады скользнула по его лицу».
Льюис Кэрролл и правда много изобретал. Он изобретал словесные и математические игры, публиковал их в журналах и книгах. Он придумал шахматы для путешественников, устройство «Никтограф», предназначенное для того, чтобы писать в темноте, множество необычных игрушек для своих знакомых детей. Он страдал бессонницей, а потому ночами придумывал математические задачки. Это в самом деле был очень необычный житель Оксфорда.
Он не дожил двух лет до нового века, и тем не менее тот принес в его биографию большие перемены. «Алиса в стране чудес» подверглась сотням исследований. Ученые приводили ее политические, религиозные, исторические, метафизические интерпретации. Они искали ключ к тайному посланию Льюиса Кэрролла и спорили до хрипоты. Психоаналитик Филлис Гринакр увидел в Алисе образ матери писателя, Шан Лесли утверждал, что Алиса символизирует собой верующего англичанина в эпицентре религиозных споров середины девятнадцатого века.
А параллельно биографы сочиняли все новые и новые мифы. Кэрролл был хмур и необщителен, при этом имел сотню друзей и большинство из них - маленькие девочки. Он дал обет безбрачия, но, вероятно, у него был роман с известной актрисой. А быть может, он всю жизнь любил Алису Лидделл, впрочем, его дневники - такая скука! - все сплошь про творчество и науку.
Личность писателя, посвятившего жизнь столкновению абсурда и логики, обрастала все новыми подробностями. Кэрролла эта ситуация изрядно бы повеселила.
Нелюдимый ученый-заика, прожигатель жизни в богемном закулисье, сказочник, окруженный внимательными слушательницами, эксцентричный писатель и фотограф, грустный Белый Рыцарь с полными карманами странных идей. Доджсон-Кэрролл предстает на страницах их книг в бесчисленных амплуа. Но что будет, если начать снимать одну маску за другой?
«Договорились, - сказал Кот и стал исчезать по частям, не спеша: сначала пропал кончик хвоста, а потом постепенно все остальное; наконец осталась только улыбка». Так бывает со сказочниками. Когда исчезают маски, в воздухе остается одна улыбка.
Фото: Global Look Press, kinopoisk.ru