Олег Тиньков: как стать миллиардером

«Я такой как все», — назвал Олег Тиньков свою автобиографию, хотя его жизнь доказывает обратное. Когда-то он сбежал из родного шахтерского городка и стал одним из самых известных и эксцентричных бизнесменов России.

Парень сибирской закалки

В большой бизнес Олег пробился из маленького шахтерского городка. Отец его работал шахтером, мать — портнихой в ателье, однако, несмотря на то что денег в семье было мало, по местным меркам Тиньковы «шиковали». В то время многие жили в бараках на восемь семей, а родители Олега делили барак лишь с одной семьей и на собственном огороде выращивали овощи и вкуснейшую клубнику. Отсутствие отопления и воды для всех было привычно, удобства на улице — тоже. Не устраивало Олега лишь одно. В Ленинске-Кузнецком, где жили семьи шахтеров, слесарей и электриков, будущее потомков даже не обсуждалось — после школы сын шел по стопам отца.

Поначалу, конечно, будучи подростком, Олег мечтал лишь о резвом мопеде да красивой фирменной куртке, чтобы красоваться перед местными девчонками. А еще учился держать язык за зубами и не обещать ничего лишнего — законы сибирского городка, окруженного сразу тремя «зонами», заставляли вырабатывать стальной характер и упорство. Во время уличных стычек в милицию обращаться было не принято, «настоящие пацаны» решали свои проблемы самостоятельно, иначе — потеря уважения и пожизненное преследование «авторитетов».

Желанного мопеда у Олега так и не появилось, зато на 12-й день рождения родители накопили денег и подарили сыну огромный взрослый велосипед. Кататься на нем было жутко неудобно, но так захватывающе! Два года он объезжал это чудо техники, пока не записался в школьную велосекцию, где ему выдали отличный удобный велосипед совершенно бесплатно.

В первой же гонке Олег пришел на финиш одним из последних. «Какой позор», — думал он. Парню, привыкшему побеждать, проигрыш оказался совсем не по вкусу. Разозлившись не на шутку, Олег принялся тренироваться с удвоенной энергией и уже через полгода выиграл гонку по улицам города. Теперь велоспорт станет неотъемлемой частью его жизни, а карьера спортсмена, как ни странно, раскроет задатки бизнесмена.

Роковое лето

Первая бизнес-операция произошла сама собой и называлась по-простому — спекуляция. Олег с другими спортсменами поехал на сборы в теплую республику, где товар, который у сибиряков пользовался огромным спросом, у южан просто залеживался. Те спортсмены, у кого было хоть немного денег, закупали шарфы, теплые джинсы и даже клюшки, а на родине продавали их с наценкой.

Несколько лет Олег успешно провозил в спортивном рюкзаке ходовые товары и получал доход несравнимо больший, чем его зарплата токаря на заводе, куда он устроился подрабатывать после десятого класса. А потом была служба в армии и то роковое лето. Перед тем как идти работать в шахту на смену ушедшему на пенсию отцу, а иного выбора пока не было, Олег решил отдохнуть и провести летние каникулы в лагере.

Позже он будет вспоминать об этих месяцах, как о невероятно счастливом и романтичном времени. В лагере была уйма красивых девушек и всего двое мужчин. Художник и он, физорг, Олег. Художник был по уши погружен в творчество и обращал мало внимания на женщин, а Олег вовсю пользовался своим эксклюзивным положением. Пока не встретил свою первую любовь Жанну. Девушка временно подрабатывала в столовой лагеря и собиралась стать медсестрой, с Олегом они стали неразлучны.

В тот июньский день они ехали в город, чтобы навестить родителей, и целовались, когда в их автобус врезался КамАЗ. Жанна погибла сразу, Олега увезли в больницу и сделали кучу операций. «Жить не хотелось», — позже признается он. Тем не менее, он выжил и решил, что больше не сможет быть в городе, где все напоминает ему о потерянной любимой. После выписки из больницы он уехал в Ленинград.

Бандитский Петербург

В столице свободомыслия Олег замахнулся на первое высшее горно-техническое заведение России — Ленинградский горный институт. Ему удалось не только туда поступить, но и успешно применить свои бизнес-навыки во время учебы. В вузе учились студенты из Америки, Германии, Азии и Африки. Многие из них, стремясь заработать, привозили дефицитную косметику, парфюмерию и джинсы, Олег перекупал ценные вещицы и привозил в Ленинск-Кузнецкий, где цена на дефицит была в два раза выше, чем в Ленинграде.

Однако не все проходило гладко, много раз Олег попадался под руку бандитам, которым совсем не нравились бизнесмены, занятые активной самодеятельностью. Приходилось много думать о своей безопасности и просчитывать каждый шаг. Впрочем, Петербург повернулся к Олегу не только мрачным фасадом бандитских группировок 90-х годов. Город стал его второй родиной. Его приводили в трепет величие архитектуры, широкие проспекты, сотни огней. Здесь он повзрослел, создал почти все свои бизнес-проекты и здесь познакомился со своей будущей женой — Риной.

Он встретил ее на кафедре в институте. Соблазнял по беспроигрышной схеме — хорошие рестораны и подарки, которые многих девушкам тогда и не снились. Правда, пафоса хватило только на первые свидания. Деньги быстро закончились, и тогда Рина стала приглашать его в кафе сама. Благодаря то ли присущей эстонке бережливости, то ли денежным переводам обеспеченных родителей, но деньги у нее имелись всегда. Однако мужское самолюбие не позволило Олегу и далее позволять девушке платить за него. Он понял, что пора зарабатывать настоящие деньги.

Олег утроил энергию и стал перевозить большие партии товара по всей России, а Рина, которой было значительно легче попасть в Европу, ему помогала. Надевала на себя по пять—семь юбок и кофт и перевозила их через границу. У смельчаков была целая схема. Вещи, которые покупались за копейки в Польше, прекрасно и задорого раскупались в Германии, а недорогая техника из России в Польше стоила в семь раз больше. Вместе Рина и Олег заработали хорошую сумму, арендовали комнату в коммуналке, съездили отдыхать на море, а потом Олег на все сбережения купил машину. Он был уверен, что заработает еще больше.

Настоящие деньги

Доходы и правда росли. После успешной продажи сингапурских калькуляторов Олег заработал на 3-комнатную квартиру, правда, для оформления прописки пришлось заключить брак с ленинградкой Ниной Иосифовной, которая лет на 40 была старше его. Парадокс того времени — нельзя было купить квартиру в городе, если ты в нем не прописан. Брак, конечно, был фиктивным, а в новой просторной квартире Олег с Риной завели собаку-боксера и стали думать о детях и переходе с челночества на цивилизованную торговлю. Первым детищем Тинькова стало товарищество с ограниченной ответственностью «Петросиб», теперь он официально возил технику из Петербурга в Сибирь.

Бизнес процветал, но Олег уже давно мечтал о чем-то большем, например, об Америке. Эта «запретная страна», то ли друг, то ли враг, с детских лет будоражила его воображение, и благодаря давнему знакомому, который обосновался в США за пару лет до этого, бизнесмен смог получить визу и приехать в Америку. Три месяца он был вынужден жить в США без Рины, ей долго не давали визу. Когда же она наконец приехала, оба горели от нетерпения, этой же ночью была зачата их дочь Дарья. Именно в честь Даши счастливый отец назовет знаменитую «пельменную» компанию, которую соберется основать четыре года спустя.

В Америке не получилось жить постоянно, зато там бизнесмен постигал бизнес-науку и основы маркетинга, там черпал вдохновение и идеи, которые реализовывал в России. Со временем у него выработалась своеобразная система — он уже был не просто бизнесменом, он был создателем: основывал бизнес, раскручивал его и успешно продавал. Так стало с «Петросибом», «Дарьей» и сетью пивных ресторанов «Тинькофф», после продажи которой Тиньков стал мультимиллионером. Олегу было всего 37 лет. По всему миру у него были дома и квартиры, а рядом — верная и дружная семья. Рина подарила ему еще двух очаровательных мальчиков — Павла и Романа.

В течение 20 лет Рина была для Олега самым лучшим другом и союзником, женщиной, которой он приносил «мамонта», а она дарила ему детей и заботу. В 2009 году стала еще и законной женой. Идея свадьбы особо не волновала ни Рину, ни Олега, им без всякого штампа удавалось сохранять свой союз в течение многих лет, в то время как многие их женатые друзья разводились один за одним. Спонтанная затея с торжеством превратилась в настоящую сказку на берегу священного Байкала, Олег держал свою невесту за руку, а дети поддерживали длинный белоснежный шлейф маминого платья.

Секрет семейного счастья и процветания бизнесмен, а теперь еще и банкир, объясняет традициями свой семьи: «Рина не только всегда поддерживала очаг, но и мне давала спокойно заниматься бизнесом, никогда меня не “грузила”. Мужчина может творить, когда у него есть надежный тыл. Зная, что дома все хорошо и его ждут, он может выходить из дома и воевать».

Фото: Starface.ru, Sostav.ru